Успешный человек обладает удивительным свойством:
когда он допускает ошибку, он расценивает ее как расширение своего опыта, и как причину к следующему, более удачному действию.
Он ошибся. Это грустно или может быть злит — да. И дальше вывод:
ок, в чем ошибка, что нужно учесть в другой раз?
***
Вроде бы и родители и учителя знают уже много лет про эту штуку:
Не нужно говорить ребенку
«Вася, ты …, у тебя кривые руки и мозги. Посмотри на Петю, он бог каллиграфии, а у тебя буквы джигу отплясывают! И ты виноват, что я не учитель года, или не родитель века!»
Знают, что самый эффективный вариант — это акцентировать внимание ребенка на том, что у него получилось —
«смотри, вон та А очень прочно стоит на своей жердочке! Как у тебя это получилось? Попробуешь еще раз? А эта Б свалилась… давай ей поможем? Сможешь еще раз Б над линией приподнять?»
Это интересно. Это дает возможность продолжать тренироваться и думать самому как я могу сделать то, что хочу?
И главное, это формирует идентичность ребенка как Я ОК, я обычный человек, я ошибаюсь, и я, могу что-то делать со своими ошибками.
Это просто пожизненный абонемент на доступ к магии успеха в подарок!
***
Совсем другое происходит с теми детьми, которых «долбят» своими железными клювами в стиле «ты виноват, ты плохой, у тебя все кривое, ты неудачник, у тебя никогда ничего не получится».
Когда они совершают ошибку, они
а. сразу летят в травму — да, пусть не глубокую серии треш-треш — но представьте себе, что кто-то в ДВА раза выше и крупнее вас орет вам день за днем что вы неудачник, вы плохо что-то делаете, и должны лучше! А вы любите этого человека, и боитесь. Или ненавидите и боитесь, но вы не можете ничего.
Если вы ответите словами (как мог бы взрослый) — вас накажут.
Если вы ответите действиями (позвонить пожаловаться, например) — вас проигнорируют и не воспримут всерьез, и да, снова накажут.
Если вы… а что вы реально можете сделать, когда ребенок? Ни-че-го!
И вот такой опыт «просыпается» когда во взрослой жизни человек допускает ошибки.
Это на эмоциональном уровне — больно, страшно, стыдно, мысли замирают и хочется чтобы просто это исчезло.
б. На уровне мыслей, убеждений, идентичности такой человек не думает что-то вроде «и как эту блудную А загнать на линию? Может ручку другую взять? Так…Нет, не работает. А может попробовать рукой писать другой? О, получается!»,
он думает что-то вроде «ну снова у меня все плохо! Никто не может мне помочь! И вообще, какие-то у них тетради плохие! Я виноват и мне стыдно, что я такой, даже букву написать не могу!»
в. И он прекращает деятельность.
Чем меньше делает — тем меньше навыка, опыта. Меньше успеха. И много-много сожалений и переживаний.
***
Ошибка — это ошибка. Она про внешнее действие, не про идентичность человека.
Если что-то не получается, можно разбираться отчего так, и что сделать чтобы стало ок.
А как вы относитесь к ошибкам?
а. к своим?
б. к чужим?
Ошибка — кто виноват или что делать?
Успешный человек обладает удивительным свойством:
когда он допускает ошибку, он расценивает ее как расширение своего опыта, и как причину к следующему, более удачному действию.
Он ошибся. Это грустно или может быть злит — да. И дальше вывод:
ок, в чем ошибка, что нужно учесть в другой раз?
***
Вроде бы и родители и учителя знают уже много лет про эту штуку:
Не нужно говорить ребенку
Знают, что самый эффективный вариант — это акцентировать внимание ребенка на том, что у него получилось —
Это интересно. Это дает возможность продолжать тренироваться и думать самому как я могу сделать то, что хочу?
И главное, это формирует идентичность ребенка как Я ОК, я обычный человек, я ошибаюсь, и я, могу что-то делать со своими ошибками.
Это просто пожизненный абонемент на доступ к магии успеха в подарок!
***
Совсем другое происходит с теми детьми, которых «долбят» своими железными клювами в стиле «ты виноват, ты плохой, у тебя все кривое, ты неудачник, у тебя никогда ничего не получится».
Когда они совершают ошибку, они
а. сразу летят в травму — да, пусть не глубокую серии треш-треш — но представьте себе, что кто-то в ДВА раза выше и крупнее вас орет вам день за днем что вы неудачник, вы плохо что-то делаете, и должны лучше! А вы любите этого человека, и боитесь. Или ненавидите и боитесь, но вы не можете ничего.
Если вы ответите словами (как мог бы взрослый) — вас накажут.
Если вы ответите действиями (позвонить пожаловаться, например) — вас проигнорируют и не воспримут всерьез, и да, снова накажут.
Если вы… а что вы реально можете сделать, когда ребенок? Ни-че-го!
И вот такой опыт «просыпается» когда во взрослой жизни человек допускает ошибки.
Это на эмоциональном уровне — больно, страшно, стыдно, мысли замирают и хочется чтобы просто это исчезло.
б. На уровне мыслей, убеждений, идентичности такой человек не думает что-то вроде «и как эту блудную А загнать на линию? Может ручку другую взять? Так…Нет, не работает. А может попробовать рукой писать другой? О, получается!»,
он думает что-то вроде «ну снова у меня все плохо! Никто не может мне помочь! И вообще, какие-то у них тетради плохие! Я виноват и мне стыдно, что я такой, даже букву написать не могу!»
в. И он прекращает деятельность.
Чем меньше делает — тем меньше навыка, опыта. Меньше успеха. И много-много сожалений и переживаний.
***
Ошибка — это ошибка. Она про внешнее действие, не про идентичность человека.
Если что-то не получается, можно разбираться отчего так, и что сделать чтобы стало ок.
А как вы относитесь к ошибкам?
а. к своим?
б. к чужим?
5 лет ago • Заметки психолога, Мамы папы и дети, Пси Травма, Развитие и Успех, Сценарий выбор личность