Нужно ли учить детей, что «все люди хорошие»?

Хорошие, наивные, добрые и с собственной подавленной ассертивностью (здоровой агрессией) родители настойчиво учат детей тому, что «все люди хорошие».

В глубине души.
Где-то очень глубоко…
Точно хорошие…

Это столь же плохая и кривая картина мира, как и «все люди плохие, злые монстры, используют и обманут тебя, детка».

Они обе ложные и приводят к реальным проблемам.

Когда ребенка учат, что «все люди хорошие», у него

а. возникает когнитивный диссонанс (это примерно те ощущения, в которых мы все сейчас варимся, так что легко понять и проэмпатировать)

— Все люди хорошие, Петров пнул девочку в живот, Глафира Степановна ударила ученика портфелем и оскорбила.
Как это уложить в одной системе координат?

б. если в отношениях что-то идет не так, а все люди хорошие, значит, это я делаю ошибки и мне нужно расти над собой, выгибаться безумной радугой с подвывертом, что «хороший человек» перестал «меня» бить, обманывать, игнорировать, гнобить и троллить… логично?

в. если они все хорошие, значит ответственные, надежные, адекватные, всегда можно договориться и т.д.

И когда в реальности оказываются реальные люди, то такой ребенок из мира «милых единорогов» оказывается в шоке, он не готов жить в Реальном Лесу, у него в голове мир — это Теплица.

Взрослый человек работает с психологом.
Одна из задач — привести в соответствие представление о себе, о других и о мире в целом с текущей локацией (реальностью).

И тут еще одна фишечка часто срабатывает.
Умные люди часто читают статьи по психологии.
В статьях рассказывается про травмы, про типы привязанности, про личностные структуры и радикалы и мы в обычной жизни начинаем объяснять поведение людей как если бы мы были их псхологами.

И получаем для себя порцию проблем, т.к.
а. мы им не психологи, у них с нами нет контракта на изменение их поведения
б. то, что Вася получил в детстве ложную картинку, что он уникальный и особенный, и поэтому ему можно вести себя безобразно и цинично по отношению к другим людям ни разу и никак не помогает Люсе обратить внимание на себя.

Ее проблема в том, что она раз за разом выбирает оставаться с Васей, несмотря на дежурное «ушел в аптеку, вернулся через неделю, когда деньги стали нужны».

В психологии есть идея, Я ОК ТЫ ОК МИР ОК,
т.е. что мы все в порядке.
Что в данную минуту каждый из нас делает лучшее из возможного для него в том контексте, где он находится.

И это так.

Это совсем не про то, что Вася хороший.
Вася — это Вася. С ним все ок. У него есть его ценности, его история, его характер и его решения.

И для Люси было бы хорошо, если бы папа ей рассказал в детстве, что люди бывают РАЗНЫЕ.

И нам важно понимать, кто перед нами: ежик, оса, муравей, пудель или крокодил.
Они все хорошие со своей точки зрения. Не с нашей.

Тогда можно не гладить осу и не плакать от укусов, не обнимать ежиков и убегать от крокодилов, роняя пакеты с попкорном, потому что они — хищники, и потому что есть те, кто сильнее.

Если вам в детстве говорили, что все люди хорошие и вы должны уметь дружить со всеми, а если Вася ведет себя как козел, то это ваша вина, то

а. Вася ок, это его дело быть козлом или нет, и это точно НЕ вина других людей,
б. Вы можете выбирать с кем дружить, а с кем нет сами и только сами
в. люди РАЗНЫЕ
и это делает мир очень интересным и дает нам массу возможностей. )