Одиночество и скука. Лиза

Иногда так бывает, человек говорит вам какую-то фразу или вы ловите взгляд, движение и чувствуете себя вовлеченным в жизнь. Вы чувствуете себя удивительно живым, энергичным и уверенным.

Бывает иначе. Влюбленность, восхищение, легкость, радость, восторг. И зависимость от состояние «радости-энергетика».

А есть и третий вариант. Когда с кем бы и о чем бы вы не говорили, вам скучно. Кажется, что вокруг только нудные роботы или отвратительные люди, с тупыми разговорами, простыми интересами и раздражающим смехом.

Вот третий – про один из видов одиночества, про его причины, мне особенно интересен в этой статье.

О нарциссической пустоте и обесценивании сейчас пишут достаточно много. Но, как и положено правильной нарциссической пустоте – она ненасыщаема. Это как заливать сливками дыру  в пространстве, где каждая их частичка мгновенно разбирается на первоэлементы, и одноцветный серый-лего-конструктор от бывших сливок ничем не отличим от такого же кофе, или пионов со сладким запахом, горьких слез и наивных стихов.

«Мне скучно» и «какой в этом смысл» — выражение нарциссического депрессивного обесценивания, которое лакирует килотонны подавленной ярости.

Где-то там, за этой дырой в пустоту, скукой и обесцениванием,

За яростью, гневом, стыдом и завистью,

Мнимой активностью и скованной страхом стыда и возможности быть ВИДИМЫМ и ЧУВСТВУЕМЫМ в контакте замершей скучной пассивностью,

Прячется маленькое дитя. Ребенок лет примерно полутора-двух, который когда-то был остановлен в своем естественном развитии.

Двадцать, тридцать, сорок и более лет формирования ложного «селф» (картины себя, образа себя), действий, старательных, мучительных чтобы быть заметным, чтобы быть лучше других, не дай боги не стать «как все» счастливым обывателем.

И скука и пустота, которая разделяет подлинное, реальное Я и других людей.

 

Лиза. Ей 26 лет и она «почти замужем». Красивая девушка, высшее образование, работает. В нашу сибирскую жару, в тени плюс сорок, приходит на консультацию в туфлях, платье со стильной жилеткой, с укладкой и полным макияжем.

Она в ужасе. Быстро начинает плакать, хотя и пытается сохранить идеальную тушь на идеальных ресницах, борется со слезами минуты три, напряжена, а потом словно махает рукой – расслабляется и отпускает себя.

Она очень соблазнительна в своем естественном виде, с чувствами, свободными мыслями и реакциями. Но она запрещает себе напрочь быть такой: тонкой, глубокой, ранимой, потрясающе привлекательной девушкой.

Она удерживает себя в напряжении и стремлении к правильным вещам, от которых от унылой тоски и скуки сводит зубы у нее, у меня, у фикуса в углу кабинета, у ее молодого человека и его друзей…

— Он стал обращать внимание на другую девушку… — робко и горько.

— Она некрасивая! Она тупая! Она доступная! Она ржет как лошадь! Она дура! У нее нет вкуса! – прорывается гнев.

И реальность.

Отчего же молодой мужчина, который носил Лизу на руках, хотел жениться, с которым она живет, сделал ей предложение, познакомил с мамой, папой, родней и друзьями, тот кто ее очень любил, и показывал это и словом, и делом, и эмоциями, где-то на пути к ЗАГСу начал тормозить….откладывать… энергии в отношениях стало меньше и меньше…

Нет, в этой паре нет речи об изменах. Может быть, молодой человек Лизы, Степан, еще и сам не понял что происходит, а она – умная и чуткая заметила начало катастрофы, но в панике и ужасе не знает как ее остановить.

Да, она допустила обычную ошибку, ее делают почти все и женщины и мужчины. Начав ревновать, она устроила несколько скандалов.

Что привело к ссорам и недельному охлаждению в отношениях, потому что Степану кажется (и пока это так), что ее претензии к нему пустые. У них нет оснований.

Но Лиза права в том, что беспокоится.

Она просто пока не может найти содержательное объяснение тому, что происходит в чувственном поле их пары.

А там нарастает «дыра скуки и пустоты». Чуткая умница Лиза вовремя забила тревогу.

А дальше мы застреваем. На две –три консультации (бывает что и на десять –двадцать и дольше).

Она видит – прекрасную, правильную, работающую над отношениями себя.

Теряющего интерес его.

«Ту тупую и яркую блондинку/брюнетку».

Снова смотрит и сравнивает.

И снова она лучше. Она правильнее, идеальнее, совершеннее. Она должна выигрывать.

Но живая любовь из поля их пары куда-то утекает, а скуки и пустоты появляется больше и больше.

Но как так?

И снова. И снова. И снова.

 

В этот период ее длинных, подробных, нудных рассказов о том, что и как она делает, как работает над собой и отношениями, с ней скууууушно до невозможности.

Внутренний Супервизор стоит с миской льда в руках и раз за разом едва ли не пинками возвращает меня к ней – «работай».

Зайко-психолог, не менее внутренний, норовит превратиться в волка и повыть на луну.

 

Через три встречи мне интересно: что за блонда там такая?

Через пять – я хочу ее увидеть, на шестой почти влюблена.

 

Лиза описывает живую, искреннюю, смелую, честную, спонтанную девушку. На ее взгляд – «тупую», на мой со стороны – веселую, с чувством юмора, эмоциональную и по житейски мудрую.

А еще – ее врагиня любит разные лаки на ногтях часто менять. И в начале июня ходит уже загорелая. И готовит еду «как бог на душу положит». И равнодушна к здоровому образу жизни. И … классная девушка, правда? ЖИВАЯ!

НЕ идеальная.

 

По юности я пыталась сокращать это период рассказов об «унылом правильном совершенстве», проходить к чувственному отклику напрямую.

Сейчас я несколько раз за консультацию обращаю внимание на происходящее, но согласна вынести период унылости, пустоты и скуки, чтобы дать Лизе прочувствовать на себе то, что происходит, что она делает в своих отношениях.

И дождаться ее готовности начать реальные изменения.

Я рассказываю периодически о том, как мне в динамике с ней. Она изредка отвечает, когда может – искренне. Что ей страшно. Страшно до ужаса и паники предстать нелепой, некрасивой, слабой, несовершенной, настоящей…

Она идет через Эльбрус на другую сторону своего огорода, чтобы сорвать клубнику.

Тратит на это тонны сил.

Устает.

Ей не смешно от многого – она устала.

Она злится. Часто – от усталости, обиды и зависти.

При мысли о том, что Степан ее бросит, она паникует и страдает.

 

А дальше мы добираемся до содержательного и интересного.

Лиза не уважает своего Степана. Она считает его грубоватым, не очень умным. Ей кажется, что его друзья  — это не люди близкие по духу, со «стремлением к развитию и самосовершенствованию», а обычные – как все- обыватели с простыми интересами….

 

Я слышала сотни и сотни историй о судьбах очень разных людей. Среди них очень мало повторов.

Но вот то, что говорят люди с нарциссическим радикалом, со стремлением к уникальности, словно написано «под копирку». До оскомины уныло и одинаково.

Они умные. Другие нет.

Они лучше других. Другие тупые и грубые.

В глубине души им кажется, что они сами – ошибочные, нелепые, корявые, страшные, тупые, плохие, минусовые…

А другие – другие.

 

Почти в каждом дворе есть такие качели – длинная палка и два сидения по краям.

Кто-то один внизу. Кто-то другой вверху.

Вот это отношения нарциссов с людьми.

Они или выше, или ниже, но никогда не рядом, не равные.

 

Что умеет Лиза? Терпеливо и кропотливо делать задания, работать.

Но! У нее нет на это энергии. Она расходуется на блоки, страх и стыд.

На подавление зависти, ярости, обиды, ревности.

На то, чтобы не увидеть себя – живой.

И тогда она оказывается в пустоте. Одна. Ее скука – это надежный наряд для «голого короля» (или королевы).

 

В юности Лиза была почти все время одна. Группа, в которой она училась ее не отвергала, но у нее не было близких друзей и подруг. Молодой человек появился случайно и она пошла ему навстречу, так как «время пришло». Затем они расстались.

Ей не нужен было он. Но сильно обидно было, что ее бросили.

Степан в ее жизни с одной стороны был недостижимой мечтой многих девушек.

А с другой стороны она внутренне удерживала дистанцию между ним и собой.

Для Лизы фразы «одиночество в толпе», «одиночество вдвоем» — это не странный литературный парадокс, это ее реальность.

 

Мы со внутренним Зайко-психологом терпеливо помогаем Лизе пройти «полосу отчуждения» от себя. Скуку. Иллюзию совершенства. Абсолютное, тотальное, мелко-дробное оголтелое критиканство. И добраться до реальной себя – напуганной девчушки, способной тонко чувствовать и воспринимать мир.

«Вдруг» Степан желает срочно жениться, начинает тащить ее в ЗАГС, задаривать цветами, снова возвращается активная энергия и любовь в их отношения.

 

А Лиза растеряна. Она начала узнавать себя, и ей нужно время, хотя бы несколько месяцев, чтобы разобраться – в конце концов, что она хочет: дачу и растить цветную капусту или в аспирантуру и защищать кандидатскую по сравнению Кьеркегора и современных российских философов.

Степан ее любит. Он согласен на любой вариант. Он практичен, устойчив, и согласен и подождать немного, и вписать в их жизнь и кабачки и Серена Как-Его-Там.

 

И вот тут самый сложный участок Лизиного пути.

Ей приходится одновременно делать взрослый выбор, и не один.

И доращивать свою маленькую девчушку, от которой требовали быть лучше других, быть совершенной.

 

Она неожиданно открывает для себя дружбу. Оказывается, что Ольга – ага, эту блондинку звали Ольга, и тут я слушая о том, какая она хорошая, надежная, верная, преданная, настоящая … (и, божеж мой, как же мне она надоела – эта неизвестная мне девушка, занимающая треть наших консультаций.

— А что ты хочешь? Был образ теневого Я, потом идеального Я, а теперь человек распробовал какое же это удовольствие – роскошь человеческих контактов, — комментируют мой Внутренний Супервизор. )

С какого-то момента консультации становятся интересными, содержательными, творческими. Лиза растет, взрослеет. Потом мы подходим к завершению. Иногда она может прийти на пару-тройку раз, прояснить для себя что-то новое в ее жизни. Живая симпатичная женщина, счастливая и серьезная в своей судьбе.

А мы с Зайко-психологом и Внутренним Супервизором здороваемся с новой «Лизой».

Лето. Жара. Закрытые туфли. Укладка. Полный макияж…

 

============

Герои и героини моих текстов на любых ресурсах полностью вымышлены. Если кто-то случайно узнает себя, я очень этому рада, надеюсь, что чем-то вам пригодится. Но это не вы – это вымыселстарого мудрого психолога – зачеркнуто, обычной несовершенной меня.