В поле психологии понятие идентичности ввел Эрик Эриксон. Это сложная теоретическая концепция с серьезными, содержательными и практически полезными возможностями своего применения в психологической практике.
Попробуем посмотреть буквально «на пальцах» что это за штука, зачем нужна и какую пользу может принести.
Идентичность – это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я».
По сути, идентичность – это устойчивое динамическое самоопределение в различных областях и аспекта проявленности и потенциальной реализации Я.
Я – Вася, мужчина 32 лет, крутой ай-тишник, боюсь сенсорного мира, гантели считаю злом, неудачник с противоположным полом.
Я – Глаша, старая тетка 38 лет, вечно в долгах, невезучая во всем, со здоровьем как у космонавта.
Вот примеры двух идентичностей. То есть, того как человек себя определяет и во что он верит.
Дальше начинают работать различные процессы от самоисполняющегося пророчества до вытеснения и отрицания.
Вася умудряется не замечать, что минимум три симпатичные, интересные и умные девушки ищут его внимания и хотели бы с ним отношений. Он их «не видит», вполне искренне.
Глаша может игнорировать и давление «под двести», и свои возможности по прекращению затяжной операции по спасению мира и разбазариванию своих ресурсов, таким образом за неделю восстанавливающее ее финансовое состояние и возвращающее ей везение.
Если они начинают работать с психологом, то или рано или поздно выходят на тему самоидентификации и определяются с ней, или найденные решения будут работать несколько месяцев, а затем «само собой» будет происходить откат к прежнему образу жизни.
Идентичность – это очень мощная штука, буквально системообразующая для психики, при этом, что очень сильно радует, доступная для переопределения самим человеком.
Джеймс Марсия, канадский психолог, на базе концепции Э.Эриксона разработал поведенческие тесты для определения разных аспектов идентичности.
Он выделял четыре состояния идентичности.
Человек проживает определенные этапы своей жизни, проходит осознание, осмысление и делает выбор относительно своих целей, ценностей и убеждений о себе, о мире, и о других людях.
Наличие достигнутой идентичности позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее, уважать свое прошлое и настоящее, с благодарностью нести выбранные им обязательства и получать много ресурсов и энергии от наличия стержня и ясной картины себя (самоидентичности) и мира.
Достигнутая идентичность меняется в процессе жизни, достраивается и уточняется по мере расширения жизненного опыта.
Термин Э.Эриксона, который использует Дж.Марсия и он описывает состояние поиска новой идентичности в кризисе.
Прежние определения перестали работать, и человек активно ищет новые. Он собирает информацию во внешнем мире и размышляет о себе и о новых знаниях, проживает чувственную трансформацию.
Э.Эриксон определял некоторые общие для людей точки возрастных кризисов, в которых происходит определение самоидентичности.
Самый простой и яркий пример – подростковый возраст, второе рождение личности и активный, иногда очень болезненный процесс поиска ответа на вопрос «какой Я».
Когда родители или другие значимые взрослые интенсивно «впихивают» ребенку собственные представления о нем, о других и о реальности, то получают человека с предрешенной идентичностью.
Он может очень четко и ясно знать «кто он и какой он» и активно реализовывать это знание вовне.
Но, к горчайшему сожалению, у него зачастую бывает «отбита» способность мыслить и самостоятельно решать и выбирать.
В силу этого, такие люди часто ведут себя ригидно и едва ли не фанатично, реализуя чужое представление об их Я.
Пример: «беспомощная барышня в беде» с парнем или мужем алкоголиком. Она может работать на трех работах, везти на себе хозяйство, воспитывать детей, между делом лечить побои и отлично выглядеть, но при этом она свято верит, что беспомощна, что достойна только вот такого, и без него пропадет и никому больше не нужна.
И действительно начинает «пропадать» — ужасно сильно страдать, если остается одна вынужденно.
Еще пример из современных реалий, когда девочке родители говорят «ты самая красивая, ты наша принцесса» и она в это верит.
А затем приходит в обычную школу, где таких принцесс десяток на класс, кроме обычных девочек, которые живые и симпатичные и умеют общаться с мальчиками и девочками.
И начинается трагедия длинною в годы, фильм «жизнь Принцессы в российских реалиях или почему меня никто не любит и никто со мной не дружит».
У человека нет ясных целей, ценностей и убеждений, он не пытается их сформировать.
При любом дискомфортном контакте с другими людьми, с реальностью они получают «удар» по слабенькой, запутанной и хаотичной идентичности, в результате чего испытывают болезненные эмоции: страх, панику, стыд, вину, тревогу и т.д. в зависимости от глубины регресса.
Человек с пограничной организацией личности – это человек у которого сочетается предрешенная (ригидная) идентичность и диффузная.
Человек с психотической организацией личности – это человек с хаотичной идентичностью (диффузная в состоянии спутанности, и ярко выраженная).
Человек в нарциссическом поле (аспекте) обладает диффузной нарциссической уязвимостью, т.е. если что-то идет «не так», то это не отдельное событие с соразмерными эмоциями, а нарциссическое обрушение в полюс ничтожности и страдания «мир против меня, я ничтожество», отчаяние, боль, ярость, гнев и сильная потребность восстановить равновесие.
Рисуем линию жизни, от Дня Рождения (можно чуток раньше начать, до точки «0», захватить стадию беременности – жизни зародыша) до гипотетической смерти (кто-то рисует до 96 лет, кто-то говорит «мне и 72 за глаза хватит», кто-то хочет «прожить 200» и это тоже очень показательный момент).
Отмечаете точку на линии – «Вы сейчас» (возраст).
Затем письменно отвечаем 30 раз на вопрос: Кто Я?
И 30 раз на вопрос Какой Я?
Делать за один подход, все, что придет в голову, искренне.
Еще один инструмент, который будет нам полезен – это Колесо Баланса жизни.
Рисуем круг, выделяем области и отмечаем в каждой степень удовлетворенности на сейчас о 0 до 100%
1. Я (личность)
2. Финансы
3. Карьера (работа, учеба)
4. Тело (здоровье, внешность, физическая форма)
5. Окружающий мир (климат, город, дом, комната и пр.)
6. Друзья (социальные связи по областям близости)
7.Хобби (интересы)
8. Отношения (семья, любовь, родительская семья)
-Можно ли поставить минус тысячу процентов?
-Да, можно
Для своего удобства можно выделять отдельные сегменты или оценивать область жизни в целом.
* Диффузная идентичность может проявляться тем, что человек говорит одно, на рисунке отмечает другое, а чувствует третье и четвертое в зависимости от внешних событий.
Предрешенная идентичность может проявляться через разницу в том, как человек чувствует и что говорит «рационально», либо в затруднении определить как для него – удовлетворенность есть? Насколько? Что не так? А что хотелось бы?
Мораторий или кризис – идентичность может проявится через осознанное «умом понимаю, что все хорошо, но или бесит, или печалит»
А теперь начинаем исследовать
Выбираем один аспект самоидентичности и начинаем исследовать что и как у вас с ним складывалось с самого начала.
То, где все отлично и оптимально – это ваши ресурсы, опоры.
То, где есть проблемы – это ваши зоны роста и развития.
Конечно же эту работу лучше проделывать совместно с вашим психологом, постепенно, вдумчиво, последовательно.
Есть два варианта:
— сначала окинуть взглядом все поле целиком, наметить примерные проблемные и ресурсные зоны, а затем тщательно и детально прорабатывать каждую отдельно,
— сразу тщательно и детально исследовать каждый аспект, восстанавливая его, а общую картину можно будет увидеть уже позже, когда соберете все «пазлы».
Обращаю внимание на то, что в начале пути может быть состояние хаоса, растерянности – это нормально, как если вы начинаете генеральную уборку или ремонт, сначала некоторый хаос, затем тщательная проработка деталей, и только потом новая, созданная вами гармония.
Разрешение на самостоятельное определение идентичности, помощь и поддержка в создании идентичности созвучной природной сущности, самости – это то, что делают «достаточно хорошие» родители.
У ребенка есть две базовые потребности: в любви и в познании.
Поддерживая соразмерно каждую из них любящие родители помогают ребенку вырасти и прожить свою уникальную жизнь.
Иногда бывает так, что в силу разных причин родители блокируют один из потоков (любовь и познание) или даже оба.
И тогда в какой-то точке на линии жизни возникает не разрешенный кризис, не прожитое травматическое событие, либо, родительский интроект (убеждение) как кирпич цветок придавливает развитие какого-то из аспектов самости ребенка.
Создается ложная, предрешенная идентичность.
И мы начинаем исследование индивидуальной истории с опорой на 12 родительских предписаний.
В трансактном анализе они выделяются как негативные приказания, запреты.
Мы же будем смотреть сразу на разрешение и на то, какую идентичность человек может создать по данному аспекту в различные периоды своей жизни.
И на то, какие трудности могут подстерегать на пути развития его самости, и как их можно преодолеть.
Нажимая на каждую из следующих «карточек» мы смотрим отдельный аспект.
В процессе нужно соотносить общую картинку: линия жизни, развитие идентичности как реализации вашей самости, возникшие в жизни затруднения, неудовлетворенность реальной жизнью в актуальной области.
Если сложно делать это самостоятельно, то, пожалуйста, обращайтесь к психологу.
И, помните, что время на исследование и время и усилия на пререработку и изменения требуется разное.
Вы, для начала, можете просто как следует узнать себя, понять.
А после уже решать, где и как, в какой области жизни будете что-то менять, или оставите все так, как сейчас.
1. Живи! Идентичность: Я человек. Я живу.
2. Будь собой! Идентичность: Я женщина. Я мужчина. И ответ на вопрос КАКОЙ (какая) Я?
3. Будь ребенком! Идентичность: Я ребенок своих родителей.
4. Расти и взрослей! Идентичность: Я взрослый человек. Мне … лет. И это классно!
5. Будь успешным! Побеждай! Идентичность: Я мастер в том-то. Я отлично умею то-то. Я удачливый там-то. Я горжусь собой. Я рад себе.
6. Делай! Идентичность: Я – хозяйка. Я хозяин. Я умею действовать в реальном мире.
7. Думай! Идентичность: Я – личность. Я умею думать, я думаю и решаю. Я выбираю сам свои цели, ценности и убеждения.
8. Принадлежи! Идентичность: Я часть «мы». Я русский, я новосибирец, я из семьи такой-то.
9. Будь отдельным! Идентичность: Я – это я. Я – Вася. Я –Глаша.
10. Будь близким! Люби! Идентичность: Я – умею любить. Я свободно могу быть один.
11. Чувствуй себя хорошо! Идентичность: Я – здоровый человек, ценящий и ухаживающий за своим телом и здоровьем.
12. Чувствуй! Идентичность: Я – искренний и чувствующий человек, могу испытывать и переносить любые чувства человеческие.