Схема — это эмоциональный, физически ощутимый (с откликом в теле), когнитивный шаблон, через который человек воспринимает реальность.
Схема — это эмоционально заряженная «карта» местности, которую человек чувствует как данность, это его способ, его рецепт «готовить и кушать» реальность.
***
***
Если схема деаздаптивна, плохая, кривая, искажает восприятие, то человек действует ошибочно.
Казалось бы, если все так просто, то увидел кривую схему у себя, изменил на ясную, классную, адаптивную — и вперед, в свое уникальное «долго и счастливо»!
Отчего же так легко и просто все не работает? И как же все-таки можно менять реальные глубинные убеждения (ядро схемы) и саму кривую схему?
***
Схема относится к представлениям о самом себе, о мире, об отношениях, о других людях, о работе, о любви, о границах.
Это базовые предустановленные программы, через которые наша психика обрабатывает поток событий и информации.
***
Как изначально возникают схемы?
Живет маленький ребенок.
У него есть потребности. Жизненные. Очень важные.
Есть контекст: внешние обстоятельства (родители, сиблинги, другие люди, кризис/подъем в экономике, погода, климат, культура, сто миллионов деталей вокруг) и есть его внутренние особенности (здоровье, прежний опыт, темперамент, особенности нервной системы и пр.).
И вот при таком раскладе каким-то образом ребенок получает опыт удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Внимание!
Как бы плохо это не произошло, он получил крошки, он мог получить токсичный, ядовитый опыт, он мог получить ошибочные представления (убеждения) о себе, людях и мире,
но так или иначе, его эмоциональные потребности были удовлетворены на уровне, достаточном чтобы выжить.
И все. Это очень важное событие в жизни, и это создание «несущей конструкции», его мозг записал базовую аксиому: мир такой-то, чувствуем то-то, я сякой-то, люди этакие.
Очень значимо понять, что схемы проживаются настолько несокрушимыми (очевидными), потому что на них сработал своего рода импринтинг — первоначальное запечетлевание,
которое затем десятки и сотни раз повторилось.
***
Итак, причина прочности схем и глубинных убеждений номер один:
это первый яркий успешный (крохи получены, даже если ядовитые и неприемлемо дорогой ценой) опыт удовлетворения актуальных детских эмоциональных потребностей,
который затем много-много-много раз повторился и закрепился.
Несущая конструкция эмоционально заряженных представлений о себе, других и мире создана.
Что делать?
1. Осознавать и признавать, что схемы (и их смысловое ядро — глубинные убеждения) действительно настолько прочно и глубоко в нас нами же в детстве вшиты.
Можно для себя найти рабочую метафору, что это «камень в несущей конструкции» (который коридор перегораживает почти полностью) и так далее,
отражающую степень того, насколько глубоко и прочно «сидит» схема (и убеждение).
Ключевое тут осознание, что автор — Я. Я когда-то инсталлировал (установил) эту схему, я могу сейчас ее переустановить.
Только в детстве это произошло неосознанно и случайно, а сейчас можно уже более внимательно подойти к процессу.
2. Сначала на уровне «только ума» (когда изнутри ощущается, что это левая мысль, что так не может быть и вообще фигня какая-то) понять и осмыслить, что может быть и правда, данная схема скорее мешает удовлетворять потребности, чем помогает.
Например,
Вася верит, что он «плохой» — это схема дефективности. Она ужасна и разрушительна, но она как-то да определяет Васину идентичность.
Он знает, что он существует, и что он вот такой -плохой.
И можно (и нужно) сначала «умом» допустить мысль, что это дезадаптивная (ложная, вредная схема), что может быть (чисто теоретически для начала), что Вася — достаточно хороший, или просто обычный, или даже классный, или разный, то есть, не обязательно однозначно плохой и должен постоянно испытывать стыд и реагировать на эту схему.
3. Моделировать себя и новую в реальность, где действует другая «линза»,
примерять для себя жизнь в мире, где глубинные убеждения о себе, других и пр.
АДЕКВАТНЫ РЕАЛЬНОСТИ И ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ СЕБЯ
4. И только затем, когда прошел много раз тест-драйв, когда Здоровый Взрослый проснулся, можно аккуратно начинать работать с эмоциональным зарядом схемы.
Токсичный стыд (как пример) — это следствие того, что наш Вася верит, что он плохой.
Это то, что маленьким он впитал в детстве от окружения.
Одновременно с этим приходится разбираться со множеством связанных схем и режимов, конструкций и переплетений, которые человеку позволяли выживать несмотря на дезадаптивную схему.
***
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер два:
Сначала расскажу байку от айтишников про чужой код, а потом объясню в чем разница с работой психолога.
Не знаю, кто автор метафоры, но это из серии «мое любимое». Каждый раз читаю, и лучики улыбки добра автору посылаю.
Цитата с вольных степей Рунета:
«Чужой код
Меня недавно спросили, почему программисты ненавидят работать с чужим кодом. Долго думал, как донести до обычного пользователя всю суть трындеца. Решил привести небольшую аналогию:
Вот представь, что тебе доверили достроить за другим прорабом лабораторию на острове.
Ты приходишь на объект, а там кроме недостроенного здания: огромный вентилятор (размером со здание), большой воздушный шар и комната набитая швабрами. Почесав голову, ты разбираешь этот хлам и доделываешь лабораторию.
Сдаешь объект ученным, но через 5 минут они выбегают с криком: «УТЕЧКА ЯДОВИТОГО ГАЗА!!!».
— Как так-то, блин! Должно же работать! — в отчаянии кричишь ты и звонишь прошлому прорабу:
— Вася, у нас ядовитый газ потёк! В чем проблема?
— Не знаю, должно было все работать. Что-то в проекте менял?
— Немного, швабры вынес…
— Швабры потолок держали!
— Что??? Что, блин, извините???
— Говорю, швабры потолок держали. Над ними цистерны с газом были. Очень тяжелые, пришлось в комнату снизу швабры напихать.
— Ты хотя бы записку на двери повесил бы, что швабры для держания потолка! У нас тут ядовитый газ течет! Что нам делать?
— Включай вентилятор. Он сдует газ с острова.
— Я его, блин, демонтировал сразу же!
— Зачем?
— Зачем ты построил 120 тонный вентилятор? Ты не мог положить ящик …… ПРОТИВОГАЗОВ?
— Ящик противогазов искать нужно, а вентилятор у меня с прошлого заказа оставался.
— Вася, я убрал твой вентилятор! Мы тут задыхаемся!
— Херли вы тогда там делаете? Садитесь на воздушный шар и у…айте!»
Так вот, почему психологи — это странные существа, которые любят и умеют работать с «чужим кодом» — это загадка Вселенной.
Вот такие мы, ага. )
А в чем разница? ТРИ ключевых отличия
Первое
У программистов компьютер пока не может отрастить лапки и пропустить консультацию, решить, что «дымится системный блок? да и ладно, я уже слишком старый для апгрейда»
Короче, у айтишников сейчас кайф — их «подопечные» пока не обладают свободой воли.
У психологов тут очень весело — нужно уговорить «Еву скушать яблочко».
Второе
Айтишники что хотят то и пишут.
Психологу нужно сначала помочь клиенту «сварить свой суп», т.е. создать свой новый код жизни, а потом уже его менять
Причем как раз в этом месте многие клиенты хотят, чтобы им дали готовые рецепты.
И это тот еще соблазн для многих из нашего племени — сделать «под свою руку» (под свое понимание жизни).
Но нет, мы стойкие, и терпеливо ждем и ассистируем, пока клиент сам свою сказку сочинит.
Третье
Все эти «швабры на острове» ставились
а. в детстве и когда больно
б. другими людьми, значимыми, в другие времена под их цели
т.е. укоренены мощно. Менять что-то для клиента страшно.
И поэтому менять все нужно потихоньку, бережно, и чтобы «газ не рванул», потому что клиент живой и из себя самого он не выпрыгнет.
Как-то так. )
А байка клевая, мне очень нравится. )
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер два: все личностная структура накручена вокруг них.
Что делать?
Разгребать потихоньку, медленно и аккуратно, понимая, что иногда какая-то из мин «рванет» и это неприятно, но ок.
Главное, продолжать разгребать все дальше.
***
Причина номер три: «сила цемента».
Разные особенности, темперамент, скорость и прочность усвоения — есть масса врожденных
качеств, которые влияют на «силу цемента», которым скреплены убеждения и схемы.
Что делать?
Быть внутреннем готовым вложить соразмерное и чуть большее количество сил и энергии, времени и усилий на изменение, чем было когда-то вложено на создание.
Изменить, исцелить схемы деструктивные возможно, и это пройдет легче и спокойнее, если быть готовым: выкопать корень сорняка из твердой почвы — это чуть иначе, чем из песка,
но точно можно и получится. Вопрос усилий.
***
Причина номер четыре: способность психики сохранять константность объекта или раз за разом воспроизводить образ себя как стабильной личности
Что делать?
Учитывать эту особенность и меняться медленно, ровно с той скоростью, которую реально можно «переварить».
***
Причина номер пять: работа психологических защит
Чтобы избавить человека от эмоциональной боли, у психики есть разного рода защиты.
Они нужны КРАТКОСРОЧНО, чтобы собраться и выжить в кризисе,
и там они адаптивны и прекрасны.
К сожалению, когда они работают в режиме нон-стоп, это получается «защита во вред», как отключить пожарную сирену в начале пожара.
Нет шума = нет проблемы
…
упс
…
оказывается, нужно было что-то делать, срочно и всерьез.
Очень соблазнительно следовать за движением пси-защит ОТ боли,
как если бы человек принимал анестезирующие средства ВМЕСТО лечения.
Что делать?
Осознавать, что природная, биологическая часть нашего существа всегда будет стремиться к легкому ситуативному облегчению, признавать это, а далее делать выбор в пользу осознанности.
Смотреть, слушать, исследовать, находить и решать реальную причину боли и проблем,
а не закрывать «пленочкой» то, на что смотреть и что чувствовать крайне неприятно.
***
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер шесть: лояльность маме
(папе, семье, роду и т.д.) и отсутствие веры в себя (в свою самоценность).
Изначально ребенок принимает решения о себе, других и мире на основании его контакта с родительской семьей.
Бабушка рассказывает как страшно жить, любимая бабушка, что прошла кучу войн и треша, конечно внучек верит ей.
И из любви, и из веры ей — бумс! — схема Негативизма/Пессимизма «установлена и подключена к автоматическому использованию»
Папа постоянно стебет и гнобит? — Папа, сильный, умный, недоступный, недовольный своим сыном «тряпкой и убожеством» — бумс! — схема Дефективности «установлена и …»
Мама равнодушно цедит сквозь зубы «ну что еще надо?» — Мама, чья любовь и внимание нужны как воздух, чтобы жить — бумс! — схема Эмоциональной депривированности вшита «как родная».
Отказаться от СХЕМЫ для ребенка внутри равно отказаться от любви.
От лояльности маме, папе, бабушке.
Стать чужим, равнодушным, взрослым, предать святое.
И пока человек в это верит, никто и ничто никакие его схемы не пошатнет.
***
Очень часто это основано на убеждении, что «мама-значима, я нет», «папа значим, я нет».
Другие люди — близкие- как будто бы имеют веское мнение и право на жизнь, а сам человек себя этого права лишил — в обмен на преданность, на принадлежность этим людям, давшим ему жизнь.
И до тех пор, пока процесс сепарации — то есть осознания себя как живого человека с правом на личную судьбу — не будет завершен, человек будет стремиться удержать свои схемы, ведь они соединяют его с людьми, что были критичны в детстве для выживания, любви и уважения.
Что делать?
Осознавать то, насколько прекрасно быть взрослым.
Осознавать, что принадлежность к семье и роду неистребима, что бы и как бы не говорили разные родственники, она обретается фактом рождения.
Осознавать, что любовь и уважение, ваша собственная жизнь и судьба — это ваши и только ваши НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ никем и некогда экзистенциальные данности.
***
Записаться на консультацию к онлайн-психологу Александре Павловской можно
по телефону 8 913 063 92 73 либо написать на wmt1227@yandex.ru
для консультации по скайпу
***
По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ
Почему схемы и глубинные убеждения трудно менять? Что делать?
Схема — это эмоциональный, физически ощутимый (с откликом в теле), когнитивный шаблон, через который человек воспринимает реальность.
Схема — это эмоционально заряженная «карта» местности, которую человек чувствует как данность, это его способ, его рецепт «готовить и кушать» реальность.
***
***
Если схема деаздаптивна, плохая, кривая, искажает восприятие, то человек действует ошибочно.
Казалось бы, если все так просто, то увидел кривую схему у себя, изменил на ясную, классную, адаптивную — и вперед, в свое уникальное «долго и счастливо»!
Отчего же так легко и просто все не работает? И как же все-таки можно менять реальные глубинные убеждения (ядро схемы) и саму кривую схему?
***
Схема относится к представлениям о самом себе, о мире, об отношениях, о других людях, о работе, о любви, о границах.
Это базовые предустановленные программы, через которые наша психика обрабатывает поток событий и информации.
***
Как изначально возникают схемы?
Живет маленький ребенок.
У него есть потребности. Жизненные. Очень важные.
Есть контекст: внешние обстоятельства (родители, сиблинги, другие люди, кризис/подъем в экономике, погода, климат, культура, сто миллионов деталей вокруг) и есть его внутренние особенности (здоровье, прежний опыт, темперамент, особенности нервной системы и пр.).
И вот при таком раскладе каким-то образом ребенок получает опыт удовлетворения его эмоциональных потребностей.
Внимание!
Как бы плохо это не произошло, он получил крошки, он мог получить токсичный, ядовитый опыт, он мог получить ошибочные представления (убеждения) о себе, людях и мире,
но так или иначе, его эмоциональные потребности были удовлетворены на уровне, достаточном чтобы выжить.
И все. Это очень важное событие в жизни, и это создание «несущей конструкции», его мозг записал базовую аксиому: мир такой-то, чувствуем то-то, я сякой-то, люди этакие.
Очень значимо понять, что схемы проживаются настолько несокрушимыми (очевидными), потому что на них сработал своего рода импринтинг — первоначальное запечетлевание,
которое затем десятки и сотни раз повторилось.
***
Итак, причина прочности схем и глубинных убеждений номер один:
это первый яркий успешный (крохи получены, даже если ядовитые и неприемлемо дорогой ценой) опыт удовлетворения актуальных детских эмоциональных потребностей,
который затем много-много-много раз повторился и закрепился.
Несущая конструкция эмоционально заряженных представлений о себе, других и мире создана.
Что делать?
1. Осознавать и признавать, что схемы (и их смысловое ядро — глубинные убеждения) действительно настолько прочно и глубоко в нас нами же в детстве вшиты.
Можно для себя найти рабочую метафору, что это «камень в несущей конструкции» (который коридор перегораживает почти полностью) и так далее,
отражающую степень того, насколько глубоко и прочно «сидит» схема (и убеждение).
Ключевое тут осознание, что автор — Я. Я когда-то инсталлировал (установил) эту схему, я могу сейчас ее переустановить.
Только в детстве это произошло неосознанно и случайно, а сейчас можно уже более внимательно подойти к процессу.
2. Сначала на уровне «только ума» (когда изнутри ощущается, что это левая мысль, что так не может быть и вообще фигня какая-то) понять и осмыслить, что может быть и правда, данная схема скорее мешает удовлетворять потребности, чем помогает.
Например,
Вася верит, что он «плохой» — это схема дефективности. Она ужасна и разрушительна, но она как-то да определяет Васину идентичность.
Он знает, что он существует, и что он вот такой -плохой.
И можно (и нужно) сначала «умом» допустить мысль, что это дезадаптивная (ложная, вредная схема), что может быть (чисто теоретически для начала), что Вася — достаточно хороший, или просто обычный, или даже классный, или разный, то есть, не обязательно однозначно плохой и должен постоянно испытывать стыд и реагировать на эту схему.
3. Моделировать себя и новую в реальность, где действует другая «линза»,
примерять для себя жизнь в мире, где глубинные убеждения о себе, других и пр.
АДЕКВАТНЫ РЕАЛЬНОСТИ И ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ СЕБЯ
4. И только затем, когда прошел много раз тест-драйв, когда Здоровый Взрослый проснулся, можно аккуратно начинать работать с эмоциональным зарядом схемы.
Токсичный стыд (как пример) — это следствие того, что наш Вася верит, что он плохой.
Это то, что маленьким он впитал в детстве от окружения.
Одновременно с этим приходится разбираться со множеством связанных схем и режимов, конструкций и переплетений, которые человеку позволяли выживать несмотря на дезадаптивную схему.
***
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер два:
Сначала расскажу байку от айтишников про чужой код, а потом объясню в чем разница с работой психолога.
Не знаю, кто автор метафоры, но это из серии «мое любимое». Каждый раз читаю, и лучики улыбки добра автору посылаю.
Цитата с вольных степей Рунета:
«Чужой код
Меня недавно спросили, почему программисты ненавидят работать с чужим кодом. Долго думал, как донести до обычного пользователя всю суть трындеца. Решил привести небольшую аналогию:
Вот представь, что тебе доверили достроить за другим прорабом лабораторию на острове.
Ты приходишь на объект, а там кроме недостроенного здания: огромный вентилятор (размером со здание), большой воздушный шар и комната набитая швабрами.
Почесав голову, ты разбираешь этот хлам и доделываешь лабораторию.
Сдаешь объект ученным, но через 5 минут они выбегают с криком: «УТЕЧКА ЯДОВИТОГО ГАЗА!!!».
— Как так-то, блин! Должно же работать! — в отчаянии кричишь ты и звонишь прошлому прорабу:
— Вася, у нас ядовитый газ потёк! В чем проблема?
— Не знаю, должно было все работать. Что-то в проекте менял?
— Немного, швабры вынес…
— Швабры потолок держали!
— Что??? Что, блин, извините???
— Говорю, швабры потолок держали. Над ними цистерны с газом были. Очень тяжелые, пришлось в комнату снизу швабры напихать.
— Ты хотя бы записку на двери повесил бы, что швабры для держания потолка! У нас тут ядовитый газ течет! Что нам делать?
— Включай вентилятор. Он сдует газ с острова.
— Я его, блин, демонтировал сразу же!
— Зачем?
— Зачем ты построил 120 тонный вентилятор? Ты не мог положить ящик …… ПРОТИВОГАЗОВ?
— Ящик противогазов искать нужно, а вентилятор у меня с прошлого заказа оставался.
— Вася, я убрал твой вентилятор! Мы тут задыхаемся!
— Херли вы тогда там делаете? Садитесь на воздушный шар и у…айте!»
Так вот, почему психологи — это странные существа, которые любят и умеют работать с «чужим кодом» — это загадка Вселенной.
Вот такие мы, ага. )
А в чем разница? ТРИ ключевых отличия
Первое
У программистов компьютер пока не может отрастить лапки и пропустить консультацию, решить, что «дымится системный блок? да и ладно, я уже слишком старый для апгрейда»
Короче, у айтишников сейчас кайф — их «подопечные» пока не обладают свободой воли.
У психологов тут очень весело — нужно уговорить «Еву скушать яблочко».
Второе
Айтишники что хотят то и пишут.
Психологу нужно сначала помочь клиенту «сварить свой суп», т.е. создать свой новый код жизни, а потом уже его менять
Причем как раз в этом месте многие клиенты хотят, чтобы им дали готовые рецепты.
И это тот еще соблазн для многих из нашего племени — сделать «под свою руку» (под свое понимание жизни).
Но нет, мы стойкие, и терпеливо ждем и ассистируем, пока клиент сам свою сказку сочинит.
Третье
Все эти «швабры на острове» ставились
а. в детстве и когда больно
б. другими людьми, значимыми, в другие времена под их цели
т.е. укоренены мощно. Менять что-то для клиента страшно.
И поэтому менять все нужно потихоньку, бережно, и чтобы «газ не рванул», потому что клиент живой и из себя самого он не выпрыгнет.
Как-то так. )
А байка клевая, мне очень нравится. )
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер два: все личностная структура накручена вокруг них.
Что делать?
Разгребать потихоньку, медленно и аккуратно, понимая, что иногда какая-то из мин «рванет» и это неприятно, но ок.
Главное, продолжать разгребать все дальше.
***
Причина номер три: «сила цемента».
Разные особенности, темперамент, скорость и прочность усвоения — есть масса врожденных
качеств, которые влияют на «силу цемента», которым скреплены убеждения и схемы.
Что делать?
Быть внутреннем готовым вложить соразмерное и чуть большее количество сил и энергии, времени и усилий на изменение, чем было когда-то вложено на создание.
Изменить, исцелить схемы деструктивные возможно, и это пройдет легче и спокойнее, если быть готовым: выкопать корень сорняка из твердой почвы — это чуть иначе, чем из песка,
но точно можно и получится. Вопрос усилий.
***
Причина номер четыре: способность психики сохранять константность объекта или раз за разом воспроизводить образ себя как стабильной личности
Что делать?
Учитывать эту особенность и меняться медленно, ровно с той скоростью, которую реально можно «переварить».
***
Причина номер пять: работа психологических защит
Чтобы избавить человека от эмоциональной боли, у психики есть разного рода защиты.
Они нужны КРАТКОСРОЧНО, чтобы собраться и выжить в кризисе,
и там они адаптивны и прекрасны.
К сожалению, когда они работают в режиме нон-стоп, это получается «защита во вред», как отключить пожарную сирену в начале пожара.
Нет шума = нет проблемы
…
упс
…
оказывается, нужно было что-то делать, срочно и всерьез.
Очень соблазнительно следовать за движением пси-защит ОТ боли,
как если бы человек принимал анестезирующие средства ВМЕСТО лечения.
Что делать?
Осознавать, что природная, биологическая часть нашего существа всегда будет стремиться к легкому ситуативному облегчению, признавать это, а далее делать выбор в пользу осознанности.
Смотреть, слушать, исследовать, находить и решать реальную причину боли и проблем,
а не закрывать «пленочкой» то, на что смотреть и что чувствовать крайне неприятно.
***
Причина прочности схем и глубинных убеждений номер шесть: лояльность маме
(папе, семье, роду и т.д.) и отсутствие веры в себя (в свою самоценность).
Изначально ребенок принимает решения о себе, других и мире на основании его контакта с родительской семьей.
Бабушка рассказывает как страшно жить, любимая бабушка, что прошла кучу войн и треша, конечно внучек верит ей.
И из любви, и из веры ей — бумс! — схема Негативизма/Пессимизма «установлена и подключена к автоматическому использованию»
Папа постоянно стебет и гнобит? — Папа, сильный, умный, недоступный, недовольный своим сыном «тряпкой и убожеством» — бумс! — схема Дефективности «установлена и …»
Мама равнодушно цедит сквозь зубы «ну что еще надо?» — Мама, чья любовь и внимание нужны как воздух, чтобы жить — бумс! — схема Эмоциональной депривированности вшита «как родная».
Отказаться от СХЕМЫ для ребенка внутри равно отказаться от любви.
От лояльности маме, папе, бабушке.
Стать чужим, равнодушным, взрослым, предать святое.
И пока человек в это верит, никто и ничто никакие его схемы не пошатнет.
***
Очень часто это основано на убеждении, что «мама-значима, я нет», «папа значим, я нет».
Другие люди — близкие- как будто бы имеют веское мнение и право на жизнь, а сам человек себя этого права лишил — в обмен на преданность, на принадлежность этим людям, давшим ему жизнь.
И до тех пор, пока процесс сепарации — то есть осознания себя как живого человека с правом на личную судьбу — не будет завершен, человек будет стремиться удержать свои схемы, ведь они соединяют его с людьми, что были критичны в детстве для выживания, любви и уважения.
Что делать?
Осознавать то, насколько прекрасно быть взрослым.
Осознавать, что принадлежность к семье и роду неистребима, что бы и как бы не говорили разные родственники, она обретается фактом рождения.
Осознавать, что любовь и уважение, ваша собственная жизнь и судьба — это ваши и только ваши НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ никем и некогда экзистенциальные данности.
***
Записаться на консультацию к онлайн-психологу Александре Павловской можно
по телефону 8 913 063 92 73 либо написать на wmt1227@yandex.ru
для консультации по скайпу
***
По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ
2 года ago • Заметки психолога, Про консультации психолога, Схематерапия, Сценарий выбор личность