— Здравствуйте! Я – креативный директор рекламно-информационного агентства Дорадо Снежана Артемина. Я записана к Вам на 12 часов, 2 часа консультации.
— Приятно познакомиться! – Глафира Захаровна улыбнулась. – Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.
— У меня проблема! И только Вы можете мне помочь!!!
— Хорошо. Расскажите для начала в чем Ваша проблема.
— Я же могу говорить как есть? Как на самом деле думаю?
— Да, конечно. В этом весь смысл, услышать себя как есть и найти решение. Я не священник, не парторг и не учитель, у меня нет задачи дать Вашим действиям моральную оценку. Вы можете свободно рассказать все, что захотите.
После этих слов на психолога обрушился водопад слов и эмоций, в кабинете бушевало и носилось торнадо, цунами и что-то еще не менее темпераментное и разрушительное.
….
— Вы не представляете, что это за !!!!!
Мне выдали девочку, молоденькую психологиню, Алесю…
Господи, за что?!
Она всего боится! Представляете, когда мы в Москву прилетели, там в одном месте было проще на такси добраться. Садимся в машину, мы сели сзади. Кресло переднее отодвинуто сильно было. Она села, у нее ноги как у кузнечика, уши между коленок буквально. Я не сразу увидела, что ей неудобно. Едем. Она мучается и МОЛЧИТ!!!! Молчит, понимаете?! Психолог…. Я водителю говорю «подвиньте сиденье, пжста», он сразу – раз, подвинул. Вообще нет проблем.
Но эта Алеся….
В гостинице было холодно. Я подошла к администратору, у них оказывается нашу модную систему отопления поставили, а пульт прежние жильцы куда-то в шкаф закинули. Десять минут и стало тепло.
А она едва до простуды не довела себя.
И когда я ей говорю – мол, надо будет про себя рассказать, заявить – что ты типа молодой крутой психолог, и то умеешь, и вот это, и так-то помочь можешь она только в обморок от страха не падает … и МОЛЧИТ!!!!!!!!!
Вот как так, а?
Как можно молчать, когда что-то хочешь?!!!!
А про нее кстати сказали много кто, что она хороший психолог, очень чуткий и внимательный. Ее детки-клиенты обожают, и мужчин-клиентов у нее много, она с ними так … внимательно, по-дружески что ли … сочувствует в общем…
Я ей говорю: расскажи о себе!
А она не может! Типа – вдруг осудят?
….
А те из психологов, которые много и охотно о себе говорят, лучше бы молчали!!!!!
Гороскопы! Знаете, что я вам скажу! У меня приятельница есть, работает в Москве, тоже в рекламе. У них там небольшое агентство «Царица Тия» называется. Ну, вряд ли Вы о нем слышали. Это наше Дорадо – Золотую Рыбку знают все!
Так о чем я. Мы, когда работаем, нам гороскопы и в голову не приходит изучать! Потому что мы знаем, как сделать так, чтобы наш клиент получил то, что он хочет!
Технологии и работа. Все.
Все «гороскопы» заканчиваются в названии фирмы в честь созвездия. Типа идея у нас была такая: созвездие, которое у нас, в нашем небе не видно, но оно есть, и оно как Золотая Рыбка помогает исполнять желания. А еще Дорадо звучит красиво, и обыгрывать в слоганах легко.
И запоминают сразу все.
А приятельница моя чуть ли не с каждым клиентом пытается то к астрологу сбегать, то гороскоп составить. И все равно у них процент отказов от утверждений проектов огромный, и постоянно срываются контракты, и клиенты недовольны то тем, то другим.
Я посмотрела, как их дизайнеры работают… говорю ей: какой гороскоп, людей нормальных, спецов в смысле найми. А то от того, что они ваяют страшно жить становится!
Нет. У них типа совместимость по каким-то там планетам. Ей астролог сказал.
Жесть.
Я без гороскопов скажу, что они или стиль работы сменят, или через полгода закроются.
— Вы думаете, что психологи начинают говорить о гороскопах и приметах, когда не знают, что делать, в чем причина проблемы клиента и как ему помочь?
— Верно!
….
-Мы с моими ребятами проанализировали весь интернет! У меня работает мальчик обалденный – Алексей. Я его привезла из Дырьяновска, была там в командировке, мы делали передачу… в общем, он бог аналитики! Он мне любую инфу находит! И я сама читала тонны сайтов и их статей. Я трое суток только и делала, что смотрела ролики психологов и читала их сайты!
Это КА-ТА-СТРО-ФА! Вот что я вам скажу!
Так нельзя!
— А как можно и нужно Вы пока не знаете, и ищите, так?
— Да! Точно! Знаете, я еще и объездила десять других центров в четырех городах! В Солнцеграде же должно быть самое лучшее! И я поехала смотреть, и … Ой, дайте я вам это расскажу! Это невозможно просто было!
…..
— Впечатление, что реклама идет или психиатрии частной для больных людей или какого-то шапкозакидательства, смеси глупости, простых рецептов и маразма для остальных.
И много негатива, мы тенденцию оценили.
Так и будет негатив, если нормального в позиционировании психологов почти ничего нет. Какая-то свалка всего со всем.
…..
А еще они рекламируют и продают что-то не то. Я объясню сейчас. Они говорят: гештальт или там транзактный анализ что-то такое… а я типа должна понять, что это значит. Но объяснить не могут, так как там много всего. И как это «много всего» может мне, то есть человеку обычному помочь? Да фиг его знает! Может и не может, может и обман все.
— И тут вы смотрите на внешний вид психологов и окончательно разочаровываетесь?
— Да. Именно.
Я, когда первый раз директора этого Ясеня увидела, думала, что его надо сфотать для иллюстрации выражения «обнять и плакать». Он такой … убогий тихушник какой-то. А рубашка в КЛЕТКУ? В РОЗОВУЮ, блин, КЛЕТКУ? С коричневыми ботинками? Это … АААААА! Это убийца эстетики, а не психотерапевт!
Глафира Захаровна засмеялась, Снежана выдохнула, расслабилась и тоже улыбнулась.
По мере того, как она высказывала свои чувства и мысли, она становилась спокойнее.
— Снежана, я рада, что у Вас столько энергии. Вы очень эмоциональный человек. Но давайте посмотрим на факты. Вы же за этим ко мне пришли, так? Найти решение, то есть подумать?
— Да! Давайте! – энергичный кивок всем телом.
— Ваше агентство заключило договор на пиар и рекламу с психологическим центром Ясень. Вы разрабатываете концепцию рекламной кампании. И столкнулись с затруднением:
— то, что Вы легко могли бы показать другим людям, то, что действительно является бриллиантом этого центра, глубокая психологическая работа на экзистенциальном уровне, с одной стороны, закрыта конфиденциальностью, а с другой стороны, как бриллиант для людей, которые их не видели кажется стеклом или опера – громким завыванием, а прекрасные картины – просто «мазней»…
— но если Вы начнете показывать простые и яркие картинки, то введете людей в заблуждение. Их ждет содержательная, иногда трудная и сложная внутренняя и внешняя работа, которая того безусловно стоит. А в простом и ярком привлечении заложена идея волшебства, чуда, в некотором смысле халявы. И руководитель Ясеня категорически против такого подхода. Да и Вы понимаете, что что-то тут не то.
Последовало еще несколько энергичных кивков Снежаны, которая всячески выражала согласие, поощряла Глафиру Захаровну перейти собственно к поиску решения ее задачи.
Еще одно затруднение, едва ли не самое сильное для Вас – это то, что психологи центра Ясень на ваш взгляд выглядят как ммммм…. Антиреклама услуг психолога. И, более того, всячески сопротивляются тому, чтобы красиво показывать себя, свои услуги, считая это неуместным проявлением нарциссических тенденций. Сама возможность подобного отношения к себе кажется Вам оскорбительной! – Глафира Захаровна улыбнулась.
-Точно! – Снежана немного успокоилась от того, что ее так хорошо понимают.
— Допустим, вы поработаете с имиджем психологов центра Ясень… и сможете убедить их в том, что не только быть, но и показывать успех и благополучие – это достойный стиль для психолога…
— Угу…
— И если они на Ваш взгляд будут выглядеть и являться успешными, счастливыми людьми, профессионалами, с удовольствием и увлеченно, искренне и открыто демонстрировать суть психологической помощи и ее результаты, то как тогда вы могли бы работать над информированием людей о том, чем им может помочь психолог?
— Ну…, — Снежана задумалась и начала рассуждать вслух, — сразу следует отказаться от простых и быстрых решений, по типу волшебной палочки. Каша из топора, сказка такая, знаете же, да? Она не подходит для них, у них стиль такой… другой. Серьезный. То есть, они не обманывают, они позволяют человеку встречаться с любыми своими иллюзиями и оставаться собой.
Но вот как это объяснить нормальным … то есть обычным… короче говоря, как нормальному человеку дать понять, что … блин! Ну реально же никто не знает, как работает адронный коллайдер, если еще работает, но все знают, что это круто! И реально никто не думает, что он тоже мог бы быть «я -от -природы -физиком, и давать советы», а « я –от-природы-психолог» — это каждый второй у нас…
То есть, нам нужно что-то понятное, системное и интересное для каждого человека.
Это как если заходишь в классный фитнес-центр и уже не можешь не включиться в спортивный, здоровый образ жизни…
Или смотришь на двадцать золотых браслетов, из которых пять – браслетики твоей мечты, и бежишь зарабатывать на них денег…
Так.
И еще насчет того, что « я сам» плохо работает. То есть, что тренировка с тренером, стрижка с парикмахером и роды с акушером как то гораздо лучше идут, чем самодеятельность…кто бы что против не говорил…
И тогда … но если …нет, надо не так, а …
— Так, подождите! -Она быстро что-то стала записывать в ежедневнике. —
Отлично. Замечательная консультация! Я поняла, что нужно делать!
Креативный ураган Снежана покинул кабинет Глафиры Захаровны.
С тех пор каждый две-три недели Снежана приходила, впрочем, следует сказать, как есть – приносилась на двухчасовую консультацию и уносилась реализовывать свои озарения-понимания.
Она получала то, что ей необходимо:
Выговориться и сбросить переизбыток своих эмоций,
Получить поддержку и усиление своей логической составляющей,
Обратить внимание на что-то, что она упускала из виду,
Начать думать вслух, перебирая варианты решения,
И, как только у нее складывалась картинка того, что она ищет, она быстро и активно ее реализовывала.
Глафира Захаровна была для Снежаны гибридом консультанта и коуча и помогала быть успешной.