Желанной и несбывшейся мечте…
— Я хочу только одного! Но именно это я никогда не смогу получить! Но желание сжигает меня, оно мучительно, это жажда, голод, пустота, экзистенциальная тоска по близости под видом тоски по смыслам. Я готов много работать, я готов платить, только скажите как сделать так, чтобы получить то, что я хочу!!!
— Вы знаете…когда я получила то, что так отчаянно хотела, к чему стремилась, во что вложила столько времени и сил…у меня словно отключили всю энергию. Мне стало плохо. Тоска, апатия, депрессия… не знаю как назвать состояние полной обесточенности, в которое я попала.
— Радость и успех для меня непереносимы! Я долго мечтала о любви, и вот, когда однажды наконец-то случилось то, что я хотела: я влюбилась, и он откликнулся, искренне, я чувствовала, что тоже очень нравлюсь ему, я пришла в абсолютный ужас и панику, у меня была истерика. И я сделала все возможное и невозможное, чтобы разрушить саму возможность наших отношений. … А потом еще несколько лет мучительно переживала и страдала….Я и сейчас иногда вспоминаю о нем… и мечтаю, ах, если бы…
— Мне как будто бы не везет. Как отрицательная плавучесть, у меня отрицательная удачливость. Все, что мне нравится я разрушаю, хотя ничего не делаю для этого. Достаточно искренне выразить свою радость, и то, что мне очень нравилось становится или недоступно для меня, или я это теряю, или приходится тратить огромное количество сил на сохранение и достижение, что радость меркнет на этом фоне.
— Когда у меня нет возможности я очень сильно хочу начать писать рассказ. Представляю сюжет, героев…но когда я оказываюсь дома за компом, у меня полностью пропадает любое желание что-то делать. В голове словно вата. Я смотрю на пустой лист и не могу выдавить из себя не слова.
Если же начинаю писать через силу, то получается несколько неудачных скучных фраз и снова зона полной тишины.
Что объединяет истории этих совершенно разных людей, разного возраста, пола и социального положения?
Их истории – это реализация жизненного сценария «Никогда» (Трансактный анализ Э.Берна), или, другими словами сценария Тантала.
И суть его в одной фразе:
«Я никогда не получу то, что действительно хочу…»
Сколько бы усилий не приложил человек, и какую бы невыносимую жажду он не испытывал он может достичь чего угодно, кроме того, чего искренне эмоционально хочет.
И мы говорим именно о тех вещах, людях и событиях, которые реально достаточно доступны для кого угодно, кроме тех, кто идет по колее Тантала.
Миф о Тантале
В одном прекрасном городе правил сын Зевса – Тантал. Любимец богов. Тантал был богат и счастлив. Всего у него было в изобилии.
Боги смотрели на Тантала как на равного себе. Часто пировали у него в золотых чертогах или приглашали к себе на Олимп, где он и пировал, и принимал участие в советах богов.
Древнегреческий миф рассказывает о том, что Тантал возгордился и стал считать себя равным отцу и главному богу Зевсу, и другим богам, и даже думать, что он сильнее их, превосходит богов.
Тантал брал у богов амброзию и нектар и угощал ими своих смертных друзей – людей. Секреты богов он рассказывал людям.
Однажды Зевс сказал ему, что любит его очень сильно, и готов исполнить любое желание. Тантал отказался, но не смиренно и с благодарностью «у меня все есть, так счастлив и богат, что не знаю что и пожелать еще, отец мой», а отказался от милостей богов, заявив, что его участь лучше чем у бессмертных богов.
Тантал отверг Зевса с его дарами и любящим отношением.
Затем один из друзей Тантала, Пандарей, царь Эфеса, выкрал из храма Зевса золотую собаку, которая охраняла бога-громовержца в детстве, и спрятал у Тантала.
Когда к нему явился Гермес, посланник богов, то Тантал принес страшную клятву, что у него нет золотой собаки.
Боги и после этого продолжали любить Тантала, приглашать к себе, разрешать участвовать в советах и хорошо к нему относиться.
И тогда он окончательно сорвался. Решил, что бессмертные боги не обладают мудрость и ничего не видят.
Тантал позвал их на пир, приказал убить своего сына Пелопса (внука Зевса), и в виде разных кушаний подал его тело богам.
Боги сразу поняли какую жестокую вещь сделал Тантал, собрали тело внука Зевса в сосуд и оживили его.
Миф рассказывает о том, что только Деметра так горевала по своей дочери Персефоне, что не замечала ничего вокруг и съела плечо юноши. И тогда Гефест, по приказу Зевса сделал оживленному Пелопсу плечо из слоновой кости.
Впрочем, проклятие отца – убивать своих детей – дальше продолжилось по линии его потомков. Атриды то убивали своих детей и кормили ими гостей на пиру, братьев, сестер, матерей – убивали, приносили в жертву, продолжали традицию Тантала.
И тогда Зевс наконец-то сильно рассердился и наказал Тантала. Он отправил его в подземное царство, к своему брату Аиду, где Тантал был помещен по плечи в озеро из чистейшей воды.
Его мучила ужасная жажда, но когда он наклонялся, чтобы попить, вода исчезала, высыхала до дна.
На берегах росли сочные прекрасные плоды. Тантала мучил сильнейший голод. И когда он прикасался к плодам, они тут же исчезали.
Над Танталом нависал огромный камень, и он постоянно испытывал сильнейший страх и панику, что тот упадет и его раздавит.
Танталовы муки – это никогда не получить то, что хочется очень сильно. Постоянно испытывать голод и жажду, находиться среди воды и еды, и не иметь возможности удовлетворить ненасыщаемое мучительное желание.
Миф говорит о том, что Тантал был наказан за свою жестокость и гордыню.
Немного заметок по анализу мифа о Тантале
С чего начинается история Тантала? Он – любимец богов, сын Зевса, правит богатым городом, счастлив, и все у него изобильно и хорошо.
Рождается ребенок, он любим родителями, родственниками, благополучная жизнь, и все у него замечательно.
У него настолько все хорошо, что ему и нечего пожелать, когда Зевс предлагает исполнить любую мечту.
Но уже в начале истории начинается и та ее линия, которая затем закономерно приведет к трагическому финалу.
Тантал искренне верит, что он равен и едва ли не превосходит богов.
Так бывает, что ребенок в силу отсутствия опыта, или в силу природных способностей, которыми действительно потенциально превосходит родителей, может начать думать, что он равен им, или даже умнее их, сильнее и лучше.
В более печальном варианте родители психологически занимают роли детей, а на реального ребенка перекидывают ответственность за принятие решений.
«Он сказал, что хочет учиться музыке.» — это может быть желанием ребенка, которое поддержали родители. А может быть его волевым решением, одним из множества, которые принимает ребенок, подсознательно чувствуя, что отвечает за всю семью, или за свою жизнь, как минимум.
Именно здесь, в точке смещения реальных возможностей в сторону иллюзорных и непосильных происходит формирование драйвера «будь сильным».
Ребенок решает, что ему необходимо быть сильным, сильнее своих родителей, и тогда он со всем справится.
А его фактическое окружение очень долгое время продолжает подтверждать его особый статус, как если бы Тантал действительно превосходил богов, хотя это и не так. И как если бы ребенок был сильнее своих родителей – и это никогда не так.
Вторая ошибка, которая следует из первой, допущенная Танталом – он принимает любовь к нему за слабость богов.
Тоже очень частая история, когда родители доверяя своим детям, продолжая любить их, несмотря на ошибки или начинающееся хамство детей, продолжают одаривать их всеми благами, не замечая, что дети принимают ошибочное решение о своей вседозволенности, непобедимости, о том, что они сильнее богов.
История продолжается. Тантал, пресыщенный изобилием, по каким-то причинам решает укрыть золотую собаку, которую украл его друг из храма Зевса.
Это продолжает его линию отношений с богами.
Раньше он рассказывал людям секреты богов, которые допустили его на свои советы. Угощал своих смертных друзей амброзией и нектаром.
И никаких сигналов об отношении богов к его поступкам он не получал. Более того, они продолжали любить его и осыпать благами, то есть, их сообщение было «так можно, продолжай».
Тантал не просто спрятал краденную реликвию отца. Он поклялся страшной клятвой, что ничего не прятал, и у него нет золотой собаки.
Следующий этап жизненного сценария Тантала – он переходит все границы, убивает сына, и пытается накормить богов блюдами из его тела, уверенный, что они ничего не поймут.
Даже если сделать поправку на традиции древних по любому удобному поводу приносить своих детей в жертву, и попробовать перевести на современный язык то, что сделал Тантал, то это могло бы быть что-то вроде: продать боевые награды деда и на вырученные деньги купить подарки родителям и т.д.
Чаша терпения Зевса переполняется, и, устранив урон (оживив сына Тантала) главный бог древних греков наказывает любимца богов.
Ему определена суровая участь в подземном царстве Аида.
Он испытывает жажду, голод и страх, но никак не может напиться и насытиться.
Приблизившись к желаемому, он его утрачивает. Вода исчезает, еда исчезает. И лишь огромный камень продолжает нависать над ним, угрожая упасть и раздавить.
В реальной жизни это зачастую выражается в том, что человек теряет хорошую работу, где его любили и уважали, и много позволяли, и остается в голоде и жажде, и с нависшим камнем (ипотекой или просто кредитами).
Или раз за разом банкротятся и разрушают новые бизнесы у когда-то успешного собственника и управленца.
Балованный в отношениях человек обнаруживает себя в одиночестве и никак не может найти и завязать новые связи.
Талантливый поэт и музыкант не находит слов, чувств и смыслов, перестает творить, писать.
Писатель попадает в полный творческий штиль.
У успешного и востребованного адвоката как по волшебству исчезают клиенты и он никак не может привлечь новых.
Женщина или мужчина становятся словно невидимкой для противоположного пола.
Когда-то живший в золотом дворце, пировавший с богами, и утолявший голод и жажду нектаром и амброзией, но не ценивший своего счастья, теперь лишен даже малого благополучия и обречен на мучения –хотеть и не достигать желаемого.
Что человек может очень хотеть, но запрещает себе получать и наслаждаться?
— искреннюю глубокую подлинную самобытную присвоенную им себе, ему принадлежащую устойчивую радость
— взаимную любовь, близость, счастливые отношения
— сексуальность и наслаждение
— легкость
— смыслы, собственное самостоятельное мышление, решения и определение своих личных ценностей, целей и смыслов
— успех, достижение своих целей, исполнение желаний
— принятие материальных, финансовых, социальных и любых других ресурсов
— активность, занятие спортом, удовольствие от работы, умелость, мастерство
— определенность в выборе пути в профессиональном поле
— жить, быть вовлеченным в собственную жизнь
— быть — собственную уникальность, смыслы, желания и судьбу
— здоровье, адекватную и своевременную заботу о себе и своем теле
— благополучие эмоциональное, физическое, финансовое, социальное, личностное, любовное, семейное, карьерное, познавательное и развивающее
— чувственность и глубину в жизни
— творческую спонтанность
Как это происходит?
Далеко не всегда причиной разворачивания сценария Тантала «никогда» является реальная гордыня человека и его беспредельное в жестокости и хамстве поведение.
Маленькие дети вряд ли могут самостоятельно натворить что-то, соразмерное поступкам Тантала и с их полной ответственностью.
Но объяснить себе события жизни именно так – запросто.
И это очень трудный момент для понимания и коррекции, так как сложно найти ту ошибку, которой реально не было.
Например, ребенок рос один, его любили и баловали, «он был равен богам». А потом происходит что-то:
— мама сильно заболела,
— родился еще ребенок,
— кто-то из родителей ушел,
— отец (или реже мать) загуляли и ушли,
— кто-то из родителей спился и стал агрессивным,
— ребенок заболел чем-то серьезным или болезненным
И т.д.
Но для себя малыш выстраивает картину мира по Танталу: сначала ему можно было абсолютно все, и любые действия принимались на ура, а затем, с его точки зрения «вдруг» последовало жесточайшее наказание.
Дальше сценарий начинает повторяться раз за разом. Можно пройти по его этапам, и увидеть, в какой области жизни на каком этапе сейчас находится человек. И есть достаточно ясных и конкретных событий, поступков и отношения к себе и к другим, которые показывают, что человек реализует сценарий Тантала «никогда».
Рассмотрим некоторые жизненно значимые элементы, на которые может опираться сценарий «Никогда», то есть, каким образом ребенок может принять решение:
«Я никогда не получу то, что действительно хочу…»
И начать его реализовывать раз за разом.
В области отношений (области близости) базовой причиной сценария «никогда» становится развитие привязанности по типам:
Ненадежная избегающая, амбивалентная или дезорганизованная привязанность по Бришу
Этапы сценария у нас одинаковы:
- Изобилие и благополучие. Тантал – любимец богов.
У него нет желаний, которые мог бы исполнить Зевс. Все потребности удовлетворены. Он начинает считать себя равным богам и даже сильнее богов.
- Тантал отдает дары богов для него (нектар и амброзию) другим смертным, рассказывает их секреты людям. Укрывает украденную из храма Зевса реликвию. Дает страшную клятву, покрывая свою ложь.
Боги продолжают одаривать. Тантал полностью обесценивает получаемое.
- Тантал убивает сына, и пытается накормить им богов, считая тех слабее себя.
- Зевс наказывает Тантала, обрекая на ненасыщаемые голод, жажду и тревогу посреди изобилия (воды, еды) за его гордыню и жестокость.
«Я никогда не получу то, что действительно хочу…»
Урок, который извлекает Тантал из своего сценария.
Как это реализуется в зоне близких отношений?
Ребенок счастливо и благополучно живет, наслаждаясь равенством с родителями. Ему дозволяют «пировать за одним столом, участвовать в советах».
Ему настолько хорошо, что и пожелать нечего.
Он балуется, испытывает границы прочности родителей, но его продолжают любить.
Затем он что-то делает (или ему кажется, что он совершает что-то непоправимое и ужасное- это очень важный момент!)
После чего следует жестокое наказание: кто-то из родителей его отвергает, может быть уходит, прекращает отношения, передает его на воспитание родне, малыш попадает в больницу и пр.
«Я никогда не получу то, что действительно хочу…»
Любовь и близость очень опасные вещи! – делает вывод ребенок.
После чего начинает отыгрывать свой сценарий, усиливая его раз за разом.
«Непоправимое и ужасное» — может быть обычным детским проступком: сломал игрушку, съел запретную конфету, почеркал на книжках, ударил брата или сестру, подрался с соседским ребенком и пр.
«Непоправимое и ужасное» — может вовсе НЕ быть проступком. Множество горьких клиентских историй включают события: ребенка побили в школе, дома его побили за это родители, «чтобы был смелее»; ребенок испугался, на него за это наорали и побили; ребенок что-то пытался приготовить «для мамы» — его отругали и избили; часто дети болезнь воспринимают как наказание за свое плохое поведение, которого и вовсе могло не быть.
«Непоправимое и ужасное» — может и вовсе НЕ касаться ребенка, а быть проступком взрослого (родителя). Отец загулял и бросил семью, мать обвинила во всем ребенка (для нее Тантал – это объединенный образ дитя+отец), родители психологически застряли в детском возрасти, и перенесли ответственность за невыносимое на ребенка и т.д.
Так или иначе, каждый раз это очень индивидуальная история не состоявшейся любви, горечи и отвержения, но ребенок сделал свой вывод, принял решение, и начинает жить:
Желая близости и любви, но запрещая их получить себе, чтобы избежать запредельной боли.
Это реализуется в формуле:
«Я никогда не получу то, что действительно хочу…»
Через:
— обесценивание того, что есть (см. первый этап сценария Тантала)
Если у меня есть «это», то оно НЕ ценно. Я раздам это друзьям.
— ошибочный выбор (эмоционально для верности и благодарности выбираются не боги, которые любят и заботятся, а Пандарей, который спер золотую собаку из храма отца своего друга и подставил друга, спрятав ее у него. Формируется убеждение, что «я сильный, я СИЛЬНЕЕ других, сильнее родителей, начальников, друзей, мужей, жен и пр.») или спутанный выбор (то, что похоже на желаемое, но мимо цели)
— импульсивные жестокие и разрушительные поступки, в уверенности, что можно все, что угодно (жена каждый день орет на мужа, требуя ее ублажать, забывая, что тот ее содержит полностью, и работает на трех работах, чтобы обеспечить – на втором этапе сценария, на третьем она заводит или пытается завести любовника, открыто демонстрируя это супругу или еще что-то в этом роде)
— через жажду получить любовь, восхищение и почитание (как в первом этапе сценария Тантала) от заведомо недоступного человека (неутолимая жажда получить любовь на расстоянии, от звезды, от человека в отношениях, от психолога и пр.)
Самый важный момент тут в том, что даже получив удовлетворение своей жажды, человек в сценарии «Никогда» тут же переключается в состояние пункта один и два – ему НЕ нужно то, что у него есть, что он получает. Он не ценит это. Боги «слабы» раз любят его и ублажают. А он сильнее их. Зевс может его наказать сурово за гордыню и жестокий проступок.
То есть, такой человек живет в идее «быть сильным» — важнее всего.
Будь сильным! (будь сильной!) – драйвер, лежащий в основе сценария Никогда (ТА, Берн)
В природе человеческого дитя два витальных импульса:
— к любви и близости
— к познанию мира (творческой активности)
В какой-то момент развития ребенок может получить жизненный опыт, из которого вынесет урок «быть сильным» — только так, контролируя то, что контролировать невозможно, можно как-то жить дальше.
Чаще всего это бывает тогда, когда родители слишком слабы какое-то время, чтобы полноценно выполнять свои обязанности.
И человек может начать подавлять в себе любую слабость, а заодно, чувственность, искренность и творческую активность, спонтанность, чтобы выжить.
Быть сильным, чтобы сохранить себя.
При этом, он уже сделал вывод, что то, что он хочет – любви, близости, поощрения успеха, заботы о себе – он не получит никогда.
Срыв контакта ДО слияния или отравление, отвержение вместо насыщения и наслаждения. Муки контрзависимых и созависимых
И тут начинается гениальный креатив в исполнении человеческой психики.
Допустим, у ребенка есть запрет на РАДОСТЬ. Есть драйвер «быть сильным» и он действует по колее сценария Тантала «Никогда».
Все так.
Вот только РАДОСТИ то хочется!
Это НОРМАЛЬНОЕ обычное человеческое желание!
Обычные люди РАДУЮТСЯ.
А наш сильный герой, разделяющий советы богов, должен быть сильным.
В разных жизненных историях предпринимаются людьми исключительные попытки обойти внутренние блоки и запреты:
Способы превратить жизнь в филиал загробного мира древних греков:
— энергия желания направляется куда угодно, КРОМЕ как к цели
Человек хочет написать текст. Если он его напишет, то испытает радость и удовольствие, завершенность. Радость у него запрещена, то есть, должна быть недоступна, иначе последует кара, разрушение.
И тогда он серфит в Сети, сидит, лежит, ходит, ест, общается с друзьями, мучается и страдает, строит и пишет планы действий и так до тех пор, пока энергия, достаточная для написания текста не будет израсходована.
После чего он снова начинает испытывать жажду написания своего рассказа, но у него нет возможности сделать действия, начать набирать текст.
— частичное обесценивание желаемого, снижение эмоциональной значимости до степени «не очень-то и хотелось, а, ладно, тогда я могу это сделать и получить»
— застревание в стадии ненасыщаемой жажды по «единственному желанному, но недостижимому»
Как это происходит?
А. напряжение в теле «будь сильным»
Б. убежденность «Тантал круче богов» (я – особенный человек)
В. Убежденность «это должно принадлежать мне»
Г. Убежденность « я могу делать все, что захочу. Никто мне не управа, даже боги»
Д. все эмоции и желания при этом вытесняются в единственный разрешенный канал, который связывается с желаемым объектом. Получив его, человеку можно будет расслабиться и начать чувствовать, быть живым, быть слабым, быть человеком
Е. усилия прикладываются где угодно, кроме прямого пути к цели
Ж. если несмотря на все это желаемое случается, оно мгновенно обесценивается на эмоциональном уровне либо разрушается
Проективная идентификация, самоисполняющееся пророчество и специфический выбор – мощные инструменты подсознания
И как бы человек не стремился их обойти, рано или поздно его сценарий начинает разворачиваться в полную силу.
Что с этим делать? Наметки возможных путей решения
Решение заключается НЕ в получении желаемого, не в утолении ненасытной жажды, так как это только запустит сценарий на новый повтор, а в выходе из сценарного поведения.
- Исследовать, узнать себя
- Понять и признать прошлый опыт, дав ему место в памяти
- Разрешить себе запрещенное по ошибке (радоваться, любить, быть успешным, принимать подарки и пр.)
- Научиться ценить человеческое – ценность того, чтобы быть живым.
- Признать свои границы (Тантал НЕ был сильнее богов)
- Научиться наслаждаться дарами жизни, создавать что-то, выбирать тех кто любит, не считать любовь и щедрость – слабостью, быть благодарным, а не алчным гордецом
- Разрешить себе любить и быть любимым. Разрешить себя быть человеком (слабым, живым), чувствовать и выражать свои чувства другим людям.
- Разрешить себе творческую спонтанность, активность, действия и желания, работу, созидание, получение и наслаждение.
=================
*
Сценарий Тантала «я никогда не получу то, что действительно хочу», драйвер «Будь сильным!» может сочетаться с другим сценарием, например, со сценарием жизни Дамокла « После», в основе которого лежит драйвер «Радуй других!».
И человек развивает у себя те черты характера, что можно называть моральным (социальным) мазохизмом. Он обвиняет себя, жертвует собой для других, но награда для него не достижима, тут уже работает сценарий Тантала «никогда».
И выполняя команды «будь сильным» и «радуй других» человек героически проживает свою жизнь.
Тут мы можем посмотреть на Прометея, который сначала радовал других – принес огонь людям, а затем получил мини-филиал жизни по Танталу: орел день за днем выклевывающий его печень.
История Тантала, его сценарий Никогда может проявляться и в чистом виде, и в сочетании с другими вариантами. Сложные, составные истории рассмотрим отдельно.
В некоторых случаях бывает сочетание не двух, а нескольких сценариев, и это очень тяжелый и сложный для человека жизненный путь.
**
Сценарные истории обычно очень заряжены энергетически и притягивают к себе, к своей колее – динамичному развитию сюжета по заданной линии.
У человека, который блокирован драйвером «будь сильным» накапливается преогромнейшее количество нереализованных, не признанных и не прожитых чувств. Его могут переполнять эмоции, которые он не может выразить вовне, они заперты внутри него.
«Я никогда не получу то, что я действительно хочу» — что это для вас сейчас: древнегреческий миф о Тантале или ваша реальность? На каком этапе сценария вы сейчас? Что хотите сделать с колеей своей судьбы дальше?
***
«Будь сильным!» приводит к решению » Я никогда не получу то, что действительно хочу», сценарию Тантала.
Суть этого в пассивности, безволии в собственном конструктивном выборе. В обесценивании, отказе от чувств, желаний и собственной созидательной активности.
Выход в том, чтобы конкретизировать свое желание, свою цель и идти к нему.
Ценить то, что есть, развивать в себе способность быть благодарным и любящим человеком.