Устройтесь поудобнее, закройте глаза или оставьте их открытыми, и представьте, что вы летите в полной темноте. В какой-то момент вокруг вас появляются маленькие огоньки, и вы понимание, что это звезды.
И вы летите… и что-то может происходить…и вы начинаете приближаться к одной из планет… попадаете на ее поверхность, вы – семечко какого-то растения… и вы попали в почву… следите за образами, какая это почва: сухая или влажная? Плодородная или может быть холодная? Какой климат вокруг? Как себя чувствует семечко?
И вот вы наблюдаете как семечко превращается в росточек и растет… может быть легко и быстро, может быть ему всего достаточно, а может быть оно преодолевает препятствия.
И вот оно вырастает в растение… понаблюдайте за процессом, как ему? Достаточно ли влаги, света, питательных веществ? Что это за растение? Какое оно?
Когда почувствуете желание, выныривайте из своих фантазий и постарайтесь сразу зарисовать то, что увидели (как получится, спонтанно) и рассказать (или записать то, что наблюдали).
Очень хороший способ сделать инсталляцию увиденного из пластилина.
Чаще всего у шизоидов в фантазиях упражнения планета представляется ужасной, разрушающей. Может быть вулканы и лава. Может быть очень твердая поверхность, лед и камень. Бывает описание агрессивной среды, которая стремится уничтожить зернышко. И выживает росточек едва ли ни чудом на очень скудных ресурсах в постоянной борьбе за жизнь.
И теперь мы переходим к трансформации. Тут есть несколько вариантов, основная идея: найти того, кто даст ресурс и импульс «Живи!» от вольного.
Если идет работа в группе можно использовать ресурс всей группы, либо кого-то из ее участников.
Если идет работа с психологом индивидуально, можно использовать энергию психолога, если ресурса достаточно и есть контакт с клиентом.
Можно идти в прошлое, иногда на несколько поколений, пока человек почувствует кого-то из своих предков, кто даст нужный импульс «Живи!»
В крайнем случае можно пойти в воображении в будущее, представить как через тысячу лет кто-то из пра-…правнучек или правнуков клиента так же будет сомневаться жить или умирать, и опираться на его чувство-импульс «живи!», а затем перенести его на себя (клиента).
Можно искать кого-то из знакомых, родственников, любящих людей, и опираясь на его образ поддерживать трансформацию: дать импульс «живи!» и энергию для ресурсов и изменений.
После чего мы начинаем работать в двух направлениях. С одной стороны, всячески поддерживаем семечко – тут полная воля для фантазии клиента, задача психолога не мешать, и вовремя помогать тормозить агрессивные импульсы прошлой среды «умри, будь уничтоженным». А витальное, глубинное исцеляющее движение возникает у самого клиента.
И кто-то начинает использовать ( в воображении) современные средства, удобрять химией, защищать росток. Кто-то создает ему оранжерею, кто-то меняет среду вокруг, кто-то трансформирует планету.
Тут для нас важно только одно – мы хотим, безусловно и однозначно, чтобы наше семечко, росточек вырос и выжил.
Живи!
А с остальным разберемся позже.
Желательно изменения отражать в рисунках или пластилине, т.е. материале в котором идет работа.
Нужно идти в темпоритме самого человека с шизоидным типом личности. Давать ему напитаться энергией, ресурсами столько, сколько будет необходимо. Иногда бывает достаточно одной-трех консультаций, а иногда уходит несколько месяцев пребывания в новом, восстанавливающем состоянии.
Второе направление работы, параллельно с образом семечка и ростка – это работа с телом. Очень медленная, очень бережная.
Работа с ощущениями.
Работа с опорами. Ноги –земля (пол), спина (опора на стену).
Ощущение тела на 100%.
В моей практике случаев, когда человек в начале работы говорит, что он в реальности на 10% или 20%, а в остальном «висит в астрале» (в своих мыслях, фантазиях, воображении) было очень много.
В половине, примерно, раз причина – в травмах.
В остальных – в травмах развития, когда мама не обнимала, ни «комячила», ни прикасалась к малышу достаточно для него с ощущением и отношением «какой же ты классный! Люблю! Живи!»
Поэтому задача взрослого человека с одной стороны дать себе это, принять и признать.
С другой – отторгнуть и выплюнуть чувства ненависти, омерзения, отвращения к себе, которые он «словил» когда-то от других людей.
Основная линия работы на шизоидном уровне:
— безусловное «Живи!»
— научиться распознавать (слышать) ощущения тела, принять его наличие,
— принять собственную телесность и чувственность физическую.
Из дополнительных рекомендаций я предлагаю активно и настойчиво занятия физкультурой (любые), массаж, бассейн, пилатес, ЛФК и что угодно еще.
Фактически мы пси-корректируем и трансформируем в здоровый опыт начало жизни, а это уровень ТЕЛА (ощущений) и базового доверия и безусловного импульса ЖИВИ.
И работа эта должна идти на эмоциональной дистанции со стороны психолога, так как угроза слияния для шизоида может быть плохо переносимой. Приближение и удаление – это зона полной свободы шизоида.
Когда его границы окрепнут, когда он сможет опираться на свою телесность, доверять устойчивости и безопасности физического мира и конкретного психолога, который работает с ним, а затем, шаг за шагом и другим людям, наступит черед других периодов развития.
Конечно же данное упражнение можно использовать для любого человека. Если в процессе окажется, что и зернышко было крепкое, и почва плодородная, и выросло он легко и мощно, и цветет и плодоносит, то это чудесно. Это ресурс, опора.
Иногда может быть, что в процессе упражнения проявляется описание каких-то жизненных неурядиц на гораздо более позднем сроке, например, случился пожар, или торнадо, или еще что.
И тогда мы работаем с тем, что проявилось.
Здесь упражнение привожу с акцентом именно на шизоидный уровень работы.
Идею работы в метафоре семечко-планета я слышала из трех разных источников в разное время, без указания на изначальное авторство. Предполагаю, что оно настолько «просится», что могло быть придумано несколькими психологами независимо друг от друга в разных школах (направлениях).