Помнить про цель цели — или, «что дают»?

Советские времена. Очередь. Длинный хвост, на зависть самой гламурной змее, извивается вдоль широкого проспекта.

Решительная тетка, как ледокол, взрезает пену сомневающихся: «стоять иль не стоять» и уверенно требует «крайнего».

Пристально смотрит в глаза сознавшемуся и еще трем товарищам перед ним: а вы за кем занимали? Так. А за вами кто? Гражданочка? Вы за ней? Точно? А вы за кем стоите?

Порядок установлен и наша героиня расслабляется и начинает плыть в сторону своей цели — взять «что дают» и побольше, иногда шевеля локтями-плавниками, чтобы помочь себе.

Решительная гражданка, а мы за нее болеем, правда? держим кулачки, скрещиваем пальцы, магичим как можем, так вот, с нашей помощью и помощью доброго автора добирается до цели — получает «что дают», отметая всякое «что значит теперь только три в одни руки?! Когда я занимала, такого не было! дайте мне пять! и еще вот на сына, сноху, и свекровь!»

Отоварившаяся и счастливая она убывает в свое прекрасное будущее.

У нее была цель — получить, добыть то, что дают.

Она ее достигла. Она победитель и героиня!

 

А теперь посмотрим на такую особенность нашей психики, как «сдвиг мотива на цель» (см. А.Н. Леонтьева)

У нее есть положительная, конструктивная часть и полезная для нас (людей) часть:

 

например, на спор Вася начал бегать каждый день утром.

Его мотив был — выиграть спор, и он вынужденно сползал  с дивана, засыпал в кроссовках и бежал.

Выиграть спор — что вы хотели!?

Прошел месяц, и Вася обнаружил, что получает удовольствие от процесса бега. Ему нравится бегать каждое утро.

Его тело буквально «само» просыпается до будильника, хватает кроссовки и бежит-бежит-бежит.

Васе хорошо — у него теперь новый мотив бегать по утрам — получать физическое наслаждение.

Его прежняя смысловая (ключевая) цель — выиграть спор потеряла свою ценность в его глазах.

Он может ее достичь как побочный уже продукт своего нового видения мира и реализации нового мотива.

 

В подобных раскладах эта особенность — находить новый смысл в ранее скучной, трудной, отвергаемой деятельности играет нам на руку.

Те кто эту «фишку» знают — пользуются.

 

Но, как говорится, не бывает «плохих ножей»,  бывают плохие способы их использования. Так и с этой особенностью.

Допустим, Гриша решил, что надоело ему одиноким быть, хочет друзей он завести.

Сделал себе странички в соцсетях, на пару форумов зашел, дрожит, трепещет, мечтает: найдет он несколько человек интересных, и будут они душевные разговоры вести про зимнюю рыбалку, стихи читать и спорить депрессивна ли музыка Баха или гениальна.

День другой прошел, неделька — вторая минула. И через несколько месяцев Гриша обнаруживает себя, технично постящего котиков и мемы про «летанибудет»ставьтелайк все кто может…

К сожалению, у него произошло то самое… стррррррашное!… его изначальный мотив найти хороших друзей им забыт, а появился новый — стать «царем горы лайков».

И через пару лет он приходит к психологу, завывая от одиночества, а на робкое «а вы друзей эммм.. искали» рычит аки дракон, у которого все драгметалы украли.

 

Еще очень-очень частый и грустный пример той же злой шутки доброго и полезного так-то механизма:

родители кошмарят ребенка «учись, детка, а то!!!!!»

и где-то в этой дивной борьбе забывают, что они вообще-то рожали его и вот теперь учебы требуют не затем, чтобы превратить его и свою жизнь в аццкий ад,

там, давным -давно, у их активности был совсем-совсем другой мотив…

только цель «воспитай дитя» и способ «кто громче и страшнее наорет» стали для них более значимы, как и лайки для Гриши.

 

Поэтому, зная такую особенность, бывает полезно хотя бы раз в пару-тройку месяцев сделать быстрый аудит:

1. что я делаю?

2 зачем я это делаю? (цель моя какая?)

3. я реально таким способом достигну именно своей изначальной цели?

зы

Если вы приучили  себя бегать, развиваться и увлеклись изучением языков «от скуки» (т.е. начальный мотив — убить время, развлечься, развеять скуку) — то и замечательно!

Если же гоняетесь с метлой в руках за тем, кто когда-то был мужчиной вашей мечты, чтобы он, гад такой, цветы подарил и восхищался, то попробуйте найти у нее педаль тормоза и еще раз ответит себе на вопросы:

1. что я делаю?

2 зачем я это делаю? (цель моя какая?)

3. я реально таким способом достигну именно своей изначальной цели?

 

***

Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону

8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на wmt1227@yandex.ru для консультации по скайпу

Время и стоимость посмотреть можно ТУТ

Фото кабинета психологаЗДЕСЬ

Добро пожаловать! )