Про схему Брошенности и выходы из нее.
Что самого страшного в том, чтобы тебя бросили (отвергли, предали, отказали, проигнорировали)?
Вот этот компонент проскакивается, как непереносимый и в целом очень корежит жизнь. Не сами случаи отказов кого-то, а жизнь под постоянной угрозой «меня пошлют» (меня отвергнут) и неимоверные страдания, когда такое случается.
Схема Отверженности — это про детский опыт. Он мучителен. В нем есть ясные и явные разрывы в привязанности.
Отверженность — это нарушение потребности в ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ безопасности.
Привязанность, это когда вы прикрутили шланг от водопровода к машинке стиральной и вода по нему — когда нужно — бежит, а когда не нужно — не бежит.
Аналогично и провод. Включили — идет ток. Выключили — НЕ идет.
Отверженность — это РАЗРЫВ связи эмоциональной. Внезапный.
Вы тушите пожар и тут ВДРУГ шланг пожарный лопается, вода испаряется а машина поддержки (в которой запас воды) разворачивается и уезжает заливать ледяной каток в другом квартале.
Примерно так ребенком проживается обрыв эмоциональной связи.
Во взрослом возрасте разрыв связи — это не только про детскую схему Отверженности, это еще и про нечто, что для человека может быть болючим и болезненным — непереносимым.
Непереносимо — это про НЕ хочу категорически это видеть, слышать, чувствовать, признавать и осознавать!
Я запрещаю этому БЫТЬ.
А оно ЕСТЬ.
А я ПРОТИВ!
А оно ЕСТЬ.
И тогда человек ставит БЛОК на свои ЧУВСТВА на психологическом уровне и они обрушиваются в тело и проживаются как БОЛЬ.
Чтобы исцелиться, нужно распаковать боль.
То есть, ответить себе предельно искренне и подробно на вопрос:
так что же означается реально для меня сейчас вот это отвержение?
Петя МОЛЧИТ и игнорирует меня 4 дня подряд. — Это событие, факт.
Дальше человеку БОЛЬНО и он начинает придумывать фантазии о причинах молчания Пети. Обычно — об уважительных причинах. Или о страдательных причинах. Или как-то еще.
А нужно вернуть фокус внимания на себя и свои чувства.
Молчание (отвержение в другом формате) от Пети — что конкретно это значит реально для меня сейчас?
На уровне фактов, событий? Дальше будет что? Я буду делать что и как, когда и с кем?
На уровне моих реальных чувств?
И какие действительные мои мысли вызывают мою боль?
И вот с этим и работать, и разбираться.
Безотносительно персонажа-отвергателя.
***
Частый пример вытесненных чувств при отвержении — это чувство ВИНЫ.
Петя молчит, значит я виноват.
Значит я настолько плохой и ужасный человек, сделал неимоверное плохое и должен понести наказание — разрывом коммуникации, связи со мной, не зная — что конкретно я сделал не так.
И я должен страдать и гнобить себя, наказывать, тащить груз вины, чтобы в какой-то момент мама/папа простила.
Именно.
Мама или папа.
Родительская фигура.
Больше никто, никакой Вася и Петя не может быть настолько значим, чтобы искажать реальность.
Только маленькому ребенку можно внедрить идею, что он должен интуичить и эмпато-телепатить мамо-папино состояния и исполнять их желания.
А если нет — наказание через Отвержение.
Молчание — как один из примеров, в СССР регулярная практика была во многих семьях.
Итак, хороший выход и решение в том, чтобы:
+ разделить процесс на взрослый уровень (что это означает сейчас? что происходит? что делать дальше? как заботиться о себе? какие чувства возникают? )
и
+ на детский опыт ( и вот о том истязаемом и раненном ребенке заботиться, эмоционально тепло и с уважением к себе. Прежде всего ПРИЗНАВАЯ тот мучительный и садистский опыт отвержения, который он получил в прошлом).
+ восстанавливать свою эмоциональную безопасность, осознанно, методично и последовательно выстраивая свой круг общения с адекватными людьми (которые СНАЧАЛА говорят, а только потом «стреляют»)
+ признавая реальное значение происходящего для себя самого, БЕЗ обесценивания «фигня какая, еще лучше себе завтра найдешь».
+ настойчиво возвращая себе свою ответственность, то есть осознание своих границ, вопреки манипуляциям в стиле «ты должен мне делать хорошо, а иначе я тебя брошу, потому что ты плохой и виноват».
Если ребенок боится дышать и напряжен как робот, если фразу «сегодня тепло» он слышит как «ты виноват в том, что климат-контроль на планете не идеален» — то это не с ним что-то не так, это его родители перестарались в шантаже любовью.
И задача — восстановить самого себя и свои связи с живыми людьми.
Отверженность
Про схему Брошенности и выходы из нее.
Что самого страшного в том, чтобы тебя бросили (отвергли, предали, отказали, проигнорировали)?
Вот этот компонент проскакивается, как непереносимый и в целом очень корежит жизнь. Не сами случаи отказов кого-то, а жизнь под постоянной угрозой «меня пошлют» (меня отвергнут) и неимоверные страдания, когда такое случается.
Схема Отверженности — это про детский опыт. Он мучителен. В нем есть ясные и явные разрывы в привязанности.
Отверженность — это нарушение потребности в ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ безопасности.
Привязанность, это когда вы прикрутили шланг от водопровода к машинке стиральной и вода по нему — когда нужно — бежит, а когда не нужно — не бежит.
Аналогично и провод. Включили — идет ток. Выключили — НЕ идет.
Отверженность — это РАЗРЫВ связи эмоциональной. Внезапный.
Вы тушите пожар и тут ВДРУГ шланг пожарный лопается, вода испаряется а машина поддержки (в которой запас воды) разворачивается и уезжает заливать ледяной каток в другом квартале.
Примерно так ребенком проживается обрыв эмоциональной связи.
Во взрослом возрасте разрыв связи — это не только про детскую схему Отверженности, это еще и про нечто, что для человека может быть болючим и болезненным — непереносимым.
Непереносимо — это про НЕ хочу категорически это видеть, слышать, чувствовать, признавать и осознавать!
Я запрещаю этому БЫТЬ.
А оно ЕСТЬ.
А я ПРОТИВ!
А оно ЕСТЬ.
И тогда человек ставит БЛОК на свои ЧУВСТВА на психологическом уровне и они обрушиваются в тело и проживаются как БОЛЬ.
Чтобы исцелиться, нужно распаковать боль.
То есть, ответить себе предельно искренне и подробно на вопрос:
так что же означается реально для меня сейчас вот это отвержение?
Петя МОЛЧИТ и игнорирует меня 4 дня подряд. — Это событие, факт.
Дальше человеку БОЛЬНО и он начинает придумывать фантазии о причинах молчания Пети. Обычно — об уважительных причинах. Или о страдательных причинах. Или как-то еще.
А нужно вернуть фокус внимания на себя и свои чувства.
Молчание (отвержение в другом формате) от Пети — что конкретно это значит реально для меня сейчас?
На уровне фактов, событий? Дальше будет что? Я буду делать что и как, когда и с кем?
На уровне моих реальных чувств?
И какие действительные мои мысли вызывают мою боль?
И вот с этим и работать, и разбираться.
Безотносительно персонажа-отвергателя.
***
Частый пример вытесненных чувств при отвержении — это чувство ВИНЫ.
Петя молчит, значит я виноват.
Значит я настолько плохой и ужасный человек, сделал неимоверное плохое и должен понести наказание — разрывом коммуникации, связи со мной, не зная — что конкретно я сделал не так.
И я должен страдать и гнобить себя, наказывать, тащить груз вины, чтобы в какой-то момент мама/папа простила.
Именно.
Мама или папа.
Родительская фигура.
Больше никто, никакой Вася и Петя не может быть настолько значим, чтобы искажать реальность.
Только маленькому ребенку можно внедрить идею, что он должен интуичить и эмпато-телепатить мамо-папино состояния и исполнять их желания.
А если нет — наказание через Отвержение.
Молчание — как один из примеров, в СССР регулярная практика была во многих семьях.
Итак, хороший выход и решение в том, чтобы:
+ разделить процесс на взрослый уровень (что это означает сейчас? что происходит? что делать дальше? как заботиться о себе? какие чувства возникают? )
и
+ на детский опыт ( и вот о том истязаемом и раненном ребенке заботиться, эмоционально тепло и с уважением к себе. Прежде всего ПРИЗНАВАЯ тот мучительный и садистский опыт отвержения, который он получил в прошлом).
+ восстанавливать свою эмоциональную безопасность, осознанно, методично и последовательно выстраивая свой круг общения с адекватными людьми (которые СНАЧАЛА говорят, а только потом «стреляют»)
+ признавая реальное значение происходящего для себя самого, БЕЗ обесценивания «фигня какая, еще лучше себе завтра найдешь».
+ настойчиво возвращая себе свою ответственность, то есть осознание своих границ, вопреки манипуляциям в стиле «ты должен мне делать хорошо, а иначе я тебя брошу, потому что ты плохой и виноват».
Если ребенок боится дышать и напряжен как робот, если фразу «сегодня тепло» он слышит как «ты виноват в том, что климат-контроль на планете не идеален» — то это не с ним что-то не так, это его родители перестарались в шантаже любовью.
И задача — восстановить самого себя и свои связи с живыми людьми.
2 года ago • Заметки психолога, Мамы папы и дети, Отношения, Про депрессию, Про консультации психолога, Пси Травма, Схематерапия