Где брать клиентов? Где взять клиентов? Как найти клиентов?

Как и где найти новых клиентов? Как начинающему психологу найти клиентов?

 

Для начала нужно очень ясно понимать:

Что?

Кому?

Зачем?

Вы предлагаете.

 

Разбираемся подробнее.

Что вы предлагаете?

В нашей профессии самый сложный момент – это «объяснить на пальцах» человеку, который о психологах даже анекдотов не слышал, что это за процесс такой – консультация психолога, и чем и как она ему полезной будет.

Если бы мы продавали обувь, или плюшки, да даже сложную технику, вроде роботов, моющих окна, у нас, психологов, была бы широчайшая палитра способов показать, какую классную штуку мы приготовили для своих клиентов.

Увы, у одной из самых сложных профессий – психолога, и презентационная часть имеет свои трудности.

Помимо того, что сложно объяснить, нужно чтобы вы сами на простом, «детском» языке понимали, что вы предлагаете клиенту.

Почему достаточно просто предлагать работу в когнитивно-поведенческом подходе, как пример?

Или почему врачи –психиатры (психотерапевты) легче и быстрее формируют свою частную практику?

 

Потому что в обоих случаях есть ясность: что предлагают?

Воспользуемся допущением о том, что «в каждой проблеме уже заложено ее решение».

У нас есть возможность на простых жизненных примерах показывать и объяснять, что предлагает психолог клиенту, в чем конкретно заключается работа каждого из нас.

Можно даже не называть это просвещением, хотя это оно и есть.

Итак, вы выбираете 2-3 понятных вам примера работы с клиентами, если не было еще реальных , то из учебных.

И проговариваете (полезно записывать свою речь на диктофон) или записываете: ЧТО в каждом случае давал психолог?

Очень подробно, детально и понятно.

Здесь ценным будет ваш собственный язык, способ описания, понимания того, что предлагает психолог.

Объясняйте раз за разом себе, другим, друг другу ЧТО вы предлагаете?

Рассказывайте так, чтобы вам самим хотелось воспользоваться вашим предложением.

Просто. Реалистично. Подробно. Конкретно. Понятно.

 

Пример:

У Пети сложная ситуация. Он живет с женой. У них двое детей, 3 и 5 лет. И уже второй год он влюблен в коллегу по работе. Влюблен сильно.

Обращается к психологу за помощью, так как устал, накопились негативные эмоции и хочется чтобы или любовь к коллеге прошла, или как-то изменилось все к лучшему.

Что как психолог вы можете ему предложить? Вот ваша первая консультация, Петя рассказал свою историю Что дальше?

Отвечать желательно без общих фраз, без сложных конструкций. Петя у нас по житейски умный человек. Работает, у него своя бригада, занимаются строительством. Про «когнитивные согласования семантических пространств субъектов в реализации диадного контакта» Петр – нихт ферштейн.

Ему на русском- человеческом нужно информацию получать.

 

Итак, проясните для себя ЧТО вы предлагаете своим клиентам.

Опишите это понятно, конкретно, детально.

Обсудите с НЕ психологами – приятелями, друзьями и парочкой «дежурных врагов» — убежденных критиканов по жизни, после чего доработайте описание.

Если каждый из них понимает ЧТО вы предлагаете клиентам, и при этом ему интересно, и он задает вопросы – ура! Замечательно! Вы достигли цель данного шага.

 

Кому вы предлагаете помощь психолога?

 

Современному сетевому маркетингу избитыми фразами «определить узкую нишу, целевую аудиторию, создать аватар клиента» можно смело конкурировать с психологическими «полюбить себя, выйти из зоны комфорта, ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству…» … ой, нет. Последняя не оттуда!

Есть две основных ошибки, которые допускают начинающие частную практику психологи в части прояснения вопроса «кто мой клиент»?

 

  1. ориентация на образ коллег из обучающих программ

Что это значит?

Что люди находятся в одном понятийном поле, что они уже обучены определенным способом поведения и контакта, и многие вещи понимают «по умолчанию».

Реальные клиенты, живые люди другие.

Вспомните что-то, что вы не умеете совсем. Может быть, играть в шахматы, или разбираться в программировании, или немецком языке, китайском…

А теперь представьте, что кто-то на китайском языке рассказывает вам про шахматы.

Вот теперь у вас есть примерно представление об ощущении обычного человека от психолога.

Задача: как бы на месте этого шахматиста –программиста-учителя немецкого и китайского языков объяснили себе, что его искусство:

— доступное для вас,

— полезное,

— интересное.

 

  1. вторая ошибка (ее часто допускают, при работе с темой поиска мужчин и женщин для отношений) – это создание «мультяшного» образа клиента (или мужчины, женщины)

Пример.

Мой клиент, человек 30 лет, с высшим образованием, работающий, не довольный собой, с экзистенциальным выбором, страхом близких отношений и травматичным детством.

Или

«хочу дружить с девушкой 35-40 лет, независимой, умной, активной, адекватной, состоявшейся в профессии, с чувством юмора»

С одной стороны, вроде бы все правильно и как будто бы понятно. А с другой стороны, это как разница между паспортом и человеком.

Представляя своих клиентов нужно представлять реальных людей, кого-то с кем вы недавно работали. Или кого-то с кем хотели бы работать как психолог.

И тогда ваш разговор с ними будет теплым, от души к душе, от разума к разума и понятным и вам, и именно вашим клиентам.

 

В примере выше давайте изменим профессию и образование Пети. Понаблюдайте, как меняется его образ у вас и его ситуация.

Если он руководитель небольшого банка ….

Если он талантливый программист…

Если он работает в маминой фирме …

Проверьте, пожалуйста, ЧТО вы ему предлагает как помощь в ситуации выбора и облегчения эмоциональных переживаний. Есть разница? Нет? Почему?

 

Прорабатывайте написанный текст в этом шаге текст десятки раз. Можно с молодыми коллегами в маленьких группах, до тех пор, пока у вас появится ЯСНОСТЬ: так ЧТО же такое замечательное вы предлагаете и КОМУ?

 

Зачем вы предлагаете Пете помощь в решении его ситуации выбора?

 

Это очень важный вопрос вашей личной мотивации в работе психолога. Продолжу нудеть о необходимости личной терапии, чтобы не переносить повороты своего сюжета на клиентов.

Если у нас Машенька, юный психолог из семьи где мама была любовницей женатого человека, и она очень охотно работает с темами выбора в любовных отношениях.

И у нее 80% клиентов выбирают жениться на любовнице, то возникает вопрос:

Она свою историю переигрывает?

Или действительно работает с клиентами с нейтрально-дружелюбной готовностью принять любой их выбор?

 

Частые истории для начинающих психологов: «спасти клиента», желая «спасти себя», получить подтверждение нарциссической части и всемогущей (ай да я, как круто на судьбы людей влияю) и наивно-инфантиельное ожидание легкой и денежной работы « а что там, сиди, слушай, кивай и получай деньги».

Первый вариант – со спасением, приводит или к выгоранию, или к тому что такой психолог ранится, когда треугольник Карпмана оборачивается к нему другой вершиной.

Второй вариант – к болезненному разочарованию, так как реальные клиенты часто проявляют и обесценивание, и агрессию, и другие негативные эмоции и это нормально. Люди и пришли чтобы научиться со своими реальными чувствами управляться.

Третий вариант – к разочарованию, обесцениванию профессии и привнесении в нее всего на свете, от массажа до астро-магии, в попытках понять «от чего же ковер-самолет не летит, скатерь-самобранку заело».

Дальше или этот психолог пересматривает свое отношение к профессии и клиентам и меняется, и у него все налаживается.

Или он остается в маргинальном состоянии, в целом ухудшая качество профессионального поля.

Итак, вы отлично поработали, «напекли вкуснющих пирожков», т.е. определили

Что?

Кому?

Зачем?

Вы предлагаете.

 

Остается чисто технический вопрос: где и как информировать как можно большее число людей о вашем предложении.

 

Расскажу о тех способах, которые опробовала и которыми продолжаю пользоваться я сама.

Ваша задача подобрать тот набор каналов информирования о ваших услугах, который подойдет именно вам.

Ориентируйтесь на то, чтобы это было РЕАЛЬНО именно для вас.

 

Вот список возможных каналов информирования о вас других людей.

А вот тут я прокомментировала каждый пункт более подробно.

 

  1. Рассказать знакомым, приятелям, друзьям
  2. Сделать визитки и раздавать их при любых контактах. Договориться с фитнес-центрами, спа-салонами и пр., чтобы они выкладывали ваши визитки у администраторов
  3. Сделать флаеры, брошюры с интересной и полезной информацией. Предлагать их и вашим клиентам, и можно разместить в точках ожидания людей (договориться с администрацией).
  4. Написать книгу
  5. Вести лекции, бесплатные группы, демо-консультации, вебинары и пр.
  6. Участвовать в профессиональных клубах, дискуссиях, обучающих программах
  7. Разместить свою анкету в базах данных психологов
  8. Участвовать в профессиональных форумах
  9. Участвовать в городских форумах и/или больших тематических форумах
  10. Развивать ваш сайт
  11. Проявлять активность в социальных сетях
  12. Вести видео-блог
  13. Участие в телепрограммах
  14. Вести колонки в журналах и газетах, давать интервью
  15. Разместить свой баннер
  16. Реклама на билетах в транспорте
  17. Объявления на досках объявлений, в лифтах и пр.
  18. Вести свои группы в социальных сетях
  19. Пользоваться платной рекламой через Яндекс-директ и Гугл
  20. Нанять кого-то, кто займется вашим продвижением
  21. С благодарностью пользоваться результатами сарафанного радио

 

Ваши вопросы здесь:

Что, кому и зачем я предлагаю?

Какие каналы информирования людей я задействую?

 

Следующий текст цикла:

Где и как информировать как можно большее число людей о вашем предложении?