На первый взгляд родительское приказание (предписание) //Б.и М.Гулдинг, ТА// «не принадлежи» может показаться не особо опасным и серьезным, особенно, в сравнении с «не будь собой» и «не живи».
Предлагаю исследовать его более пристально.
Не принадлежи! – может относиться к очень многим областям человеческой жизни. Его суть в «не будь своим, не принадлежи», запрет на участие в «МЫ» любого качества.
Один из очень мощных жизненных ресурсов – это связь со своей землей, страной, культурой, национальностью. Местом, где человек живет, и которое он считает своим домом, родиной.
Еще один канал жизненной энергии, приток ресурсов – это принадлежность к роду, к семье на уровне самоидентификации.
Принадлежать к своему гендеру –быть мужчиной или быть женщиной – это прямой доступ к коллективному опыту, накопленному поколениями, опора на очень мощный пласт.
Принадлежать к своему виду – я – человек, мы –люди, кажется самоочевидным для многих. А есть те, кто в этом месте могут мысленно признать «да, я КАК БУДТО бы не человек, не такой как остальные. ВНЕ мы-люди.»
Принадлежность к профессии – еще один из значимых для благополучной, устойчивой, надежной и счастливой жизни аспектов.
Принадлежность к духовной линии: верующий человек, атеист, сомневающийся, обыватель «не хочу об этом думать, но покровительства высших сил хочу» или как-то еще, тоже создает доступность ресурсов или вакуум и тревогу по причине экзистенциального тотального одиночества, ведь быть частью «мы» под запретом.
Как возникает приказание (предписание) «не принадлежи» и как оно проявляется в жизни человека?
Возникает в силу обстоятельств жизни родителей ребенка, культурного, временного и социального контекста, исторических событий или более маленьких, но не менее трагичных обстоятельств жизни семьи.
Разрывы в том, чтобы чувствовать принадлежащим себя к «мы» иногда затрагивают целые поколения людей.
Так бывает. Важно это знать, и восстанавливать для себя и свое право на принадлежность к «мы», и свою возможность выбирать.
А может быть что-то очень индивидуальное: мы- Петровы, а ты похож на Сидоровых. Ты не наш, не принадлежишь нам. Ты – отдельный.
Лучше ли, хуже ли, главное – что другой. И так родители начинают историю Гадкого утенка для своего дитя.
Поиск своей стаи может занять годы, ведь приказание «не принадлежи» работает сродни народному «венцу безбрачия», такая штука, которая как фильтр закрывает для человека возможность признать свою принадлежность.
Еще одной из причин решения ребенка «не принадлежать» могут быть трудности и страдания, которые он видел у родителей или близких людей.
Например, мама-учительница, которая живет очень трудно, обижается на учеников, устает и ненавидит свою работу. И ее дочка решает: «не принадлежать к женщинам» или «не принадлежать к учителям, а заодно к работающим, к культурным людям, к интеллигенции и с чем еще у ребенка окажется случайно связана профессия матери».
То, что может начинаться как защита от трудностей, в стратегическим плане обрекает человека на тотальное внутреннее одиночество, между ним и «его стаей» стоит запрет принятый им, его решение «не принадлежать».
В этом случае отторгается сама возможность быть частью «мы», и реальность воспринимается искаженной.
Чаще всего обесцениваются позитивные аспекты, и преувеличиваются негативные.
Итак, как проявляется приказание «не принадлежи»?
— человек себя воспринимает отдельным, не таким как все, «белой вороной»
— человек чувствует неуверенность, тревожность, отсутствие надежных опор,
— человек нигде и никак не находит свое место, свою стаю,
— то, принадлежность к чему для него запрещена он обесценивает и видит в негативном свете, либо в идеализированном, но недоступном для него.
(Например, Петя ненавидит Россию, но живет тут, и не переезжает в любимую им Америку. Или Глаша ненавидит и боится мужчин, считает их неподходящими, а тех уникомов, которых обесценить не может, воспринимает как недоступных для нее, отвергающих ее. Кириллу запрещено принадлежать к миру взрослых, быть профессионалом – и он не может определиться в своей профессии, каждый раз, когда он находится в точке необходимости и возможности присвоить ее на уровне самоидентификации, он бросает и начинает свой путь в другой профессии)
— в своей семье он не такой, чужая кровь, чужая порода ( и любые формальные и материальные дары семьи он не может свободно и благодарно принимать. Если берет по рациональным соображениям, то затем или разрушает их как-то, или теряет, или болеет или уходит в глубочайшую депрессию и страдания, уравновешивая полученное НЕ по праву, т.к. он НЕ принадлежит к «своим»)
— маргинальность (промежуточность, ни с нашими, и не с вашими) по любому аспекту – повод обратить внимание, что с приказанием «не принадлежи»
Разрешения:
Я могу быть частью «МЫ», я могу принадлежать, я принадлежу …. И далее список фактических самоидентификаций: человек, женщина/мужчина, национальность, страна, город, семья, профессия и пр.
Бонусы:
Доступ к ресурсам и опыту того «МЫ», к которому принадлежит человек.