Об ответственности и границах

В последнее время часто стал возникать вопрос о том, кто и за что отвечает в процессе работы психолога и клиента, где проходят границы ответственности, кто и на что может повлиять, а кто нет.

Проясню мою точку зрения и приведу примеры, как это работает с учетом договоренностей.

Ответственность – это готовность иметь дело с результатами своего выбора (решения).

 

На мой взгляд, на процесс и результат работы клиента и психолога влияют четыре фактора:

  1. Клиент
  2. Психолог
  3. Форс-мажор
  4. Недопонимание или «белые пятна», потенциально это зона доверия и материал для терапевтического альянса

 

Начну с самого простого, с форс-мажора.

Так бывает, что в жизни неожиданно возникают независящие от людей обстоятельства, меняющие приоритеты в их действиях.

Это может быть несчастный случай, проблема с самим человеком или его близкими, болезнь, смерть, резкое изменение экономической, политической ситуации в стране или регионе и т.д.

 

Например, клиент и психолог договорились о работе определенный срок, в определенном ритме или с открытой датой, но до завершения цели работы.

Но клиента отправляют в длительную командировку, или наступает беременность, или кто-то заболел, или происходит увольнение и т.д.

Обстоятельства неожиданно изменились, и тогда ответственность участников (при наличии физической и эмоциональной возможности) информировать другого об отмене договоренностей либо паузы на конкретный срок или на неопределенный.

Для другого участника (клиента или психолога) такая ситуация скорее всего приведет к фрустрации и переживанию ряда отрицательных эмоций, как любой разрыв стабильных, развивающихся отношений сотрудничества «вдруг».

В данной ситуации ему придется справляться самостоятельно ( в том числе прибегнуть к помощи других людей, психологов, друзей и т.д.).

Источником изменений и отрицательных переживаний был форс-мажор.

Ответственность за устранение последствий влияния форс-мажора на работу психолога и клиента у каждого своя, один справляется и с форс-мажором (его) и с разрывом, другой – только с разрывом.

 

В реальности бывает проблема в том, что клиенты начинают брать на себя вину (не ответственность, т.к. ответственности тут нет ни их, не психолога), а именно вину, по типу: «это он из-за меня заболел (умер), уехал и пр.»

Это ошибочная точка зрения. Она подогревается детской иллюзией всемогущества с одной стороны, и наработанным за жизнь разрушительным, токсичным огромным количеством чувства вины с другой.

Выход в продолжении работы с другим психологом (я знаю, как это эмоционально трудно, но полагаю необходимым и полезным), либо на поддержку ( в паузе), либо на проживание события и продолжение работы (при очень длительном перерыве, или невозможности продолжения работы психолога).

Аналогичное иррациональное токсичное чувство вины может быть и у психолога.

В обоих случаях оно позволяет избегать встречи с горечью, злостью, печалью и грустью о разрыве отношений по воле случая (форс-мажора) и необходимости и признания их ценности, и завершения без второго участника.

 

Следующий источник – это недопонимание (белые пятна) в контакте.

Тут работает три простых правила:

  1. проясняйте все до 100% контакта, до устойчивой взаимной уверенности,
  2. проясняйте все свои мысли, эмоции, страхи, опасения напрямую с психологом. Возможность размещать в пространстве вашего рабочего альянса ВСЕ ваши чувства, желания, мысли сама по себе является одним из основных восстанавливающих факторов,
  3. двигайтесь настолько медленно, насколько вам это необходимо.

 

4.* есть две полярные точки зрения: можно ли выносить информацию и чувства, возникающие в процессе работы с психологом в обсуждение с друзьями, близкими, другими людьми ( в т.ч. случайными)

— одни люди считают это полезным, т.к. расширяет кругозор и дает большую безопасность,

— другие считают это вредным, т.к. размываются границы, привносится очень много чужого (информации и эмоций), в метафоре «заниматься сексом на привокзальной площади».

На мой взгляд, «закрытые» двери эффективнее, но я противница силового «закрытия крышки», а сторонница того, чтобы клиент постепенно сам приходил к выводу о ценности сохранения глубины и интимности рабочих процессов. То есть, чтобы постепенно человек начинал замечать, что он 70-90% своей энергии тратит в сторону, и обрабатывает не ценную лично для себя информацию и чувства, а общий поток, касающийся того, что он рассказывает.

Еще одна оговорка здесь, это «экстраверты думают вслух». Им действительно легче совершать переработку того, что происходит в процессе работы с психологом в беседах с другими людьми.

НО!

Поскольку речь идет об ответственности, за влияние посторонней информации несет тот человек, который это делает. Клиент – за свои беседы около работы, психолог – за качество супервизий (интервизий).

 

Источниками недопонимания (белых пятен) могут быть и клиент, и психолог. 100% ответственности каждого из них за то, чтобы со СВОЕЙ стороны он проговаривал и прояснял все в контакте.

 

За что в работе отвечают и психолог и клиент (одинаково, как взрослые люди, деловой уровень отношений).

За соблюдение договоренностей (так называемый контракт) :

— время работы,

— место работы,

— условия оплаты,

— формат работы,

— какие-то дополнительные условия, если о них договариваются.

 

Что происходит, если это договоренности нарушаются: как правило, это приводит к окончанию работы (т.е. отказ от контракта).

Нарушения возможны с любой стороны (теоретически) и относятся к  «первому» (минимальному) уровню тестирования взаимной возможности работать: соблюдает человек договоренности или нет.

Если нет, то продолжение работы бессмысленно, если косячит психолог (пример, ой, извините, я вместо вашей консультации пойду в театр) и возможно только при наличии дополнительных гарантий выполнения контракта (если нарушает рамки клиент)*.

* часть клиентов именно с такой проблемой и приходят работать

 

За что отвечает клиент:

— за то, что приходит на консультации и выполняет договоренности,

— за то, что рассказывает (если трудно говорить, то пишет и/или рисует) о своих искренний эмоциях, мыслях, желаниях, трудностях и т.д.,

— за то, что между консультациями размышляет о процессе, о том, что возникло в процессе,

— за то, что делает те упражнения, о которых договорились их делать или отмечает сопротивление и не делает, но проясняет на консультации, что этому помешало,

— за то, что управляет (активно, насколько может) процессом работы, то есть сообщает: медленнее/быстрее, актуальная тема или нет,

— за смену курса (запроса),

— за заботу о себе между консультациями и на консультациях (не делать того, что слишком трудно, вовремя останавливаться и сообщать об этом),

— что-то, что конкретно обсудили и договорились с чем работать в процессе (индивидуально в каждом случае).

 

За что отвечает психолог:

— за то, что приходит на консультации и ведет их в рабочем, ресурсном состоянии,

— за то, что удерживает цель работы клиента, периодически к ней возвращается, уточняет курс,

— за контроль времени, за уточнения интенсивности работы и изменение ее под нужды клиента,

— за подбор инструментов работы (кто-то «лучше» слышит метафоры, кто-то предпочитает процессуальный диалог, кому-то лучше идет анализ и рисунки и т.д.),

— за диагностику происходящего с клиентом, структурирование информации и готовность доносить ее клиенту (по опыту, есть те кому нужно понимать что происходит и как это работает, и есть те, кто готов «идти в темную», ориентируясь на результат),

— за устойчивость ( ценностную, смысловую и эмоциональную),

— за выдерживание границ,

— за удержание психологического контракта в рамках работы (не дружбы, не близких отношений, влюбленности, деловых отношений другого рода и любых других вариантов использования ресурсов клиента НЕ на его цели/благо),

-за регулярный анализ происходящего в процессе работы, и уточнение и коррекцию подходящих инструментов,

-за соблюдение дополнительных договоренностей (совместно достигнутых) – индивидуально.

 

Если в итоге (или в процессе работы) возникает некий негативный или позитивный результат, то клиент и психолог могут его совместно исследовать и разобраться: как и каким образом он был создан (получен), и кто и что может делать иначе, чтобы получить другой (более хороший) результат.

 

Контракт (то есть договоренности о целях и условиях работы) может периодически уточняться и пересматриваться по мере продвижения работы.