Отрицание отрицания

В психологии есть такие понятия как защиты и копинг-стратегии (совладающее поведение). Очень полезные штуки в жизни каждого гражданина. И очень опасные при их неправильном применении!
Одна из самых простых и мощных – отрицание.
Отрицание может включаться как самостоятельная защита. Очень часто она является частью других, более сложных психологических защит.

Отрицание зачастую срабатывает автоматически, бессознательно. Но иногда, наоборот, является осознанным выбором типа поведения, и речь идет уже скорее о копинг-стратегии. Также отрицание используется как агрессивный инструмент в манипулятивных техниках.

Отрицание как психологическая защита работает следующим образом: некая часть реальности попросту игнорируется.

Это очень энергоемкий процесс для человека, и, как правило, малоэффективный либо и вовсе разрушительный.

В психологию понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд предложила подробную типологию и более детальную проработку, затем с этой темой так или иначе работали многие ученые и практики.

Считается, что отрицание – один из самых ранних механизмов психологической защиты. Он формируется, когда человеческий детеныш еще мал и беспомощен, и его способы воздействия на мир крайне ограничены.
«Этого» НЕТ! – формула отрицания.
Когда отрицание оправдано как защитный механизм?

1. Человек защищается от боли, страха, ужаса, от потерь, отрицая уже случившиеся факты. В краткосрочном периоде – это великолепный адаптационный механизм. Он позволяет действовать во внешнем мире «несмотря на…», а тем временем глубинные слои психики успевают усвоить новую информацию об изменившихся условиях жизни.
Очень часто первая реакция на известие о внезапной смерти близкого человека – шок, а затем «НЕТ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!».
Отказ принять ужасный факт позволяет совершать необходимые для оставшихся в живых действия: завершить работу, пристроить детей на некоторое время, позаботиться о погребении, обзвонить друзей, родных и близких, попросить о помощи, добраться до места в конце-концов и так далее.
Во время стихийных бедствий или боевых действий часть реальности также не впускается в пределы сознания. Человеку нужно спасать и сохранять жизнь, и все ресурсы идут исключительно на это.
И только когда внешняя среда и внутреннее состояние позволяют это, человек как бы отпускает себя, и на него обрушивается весь ужас случившегося. И тогда наступает время страдания, восстановления и принятия новой реальности.

2. Также отрицание служит сохранности личности и рассудка в случае тяжелой неизлечимой болезни. Приняв необходимые меры (лекарство, госпитализация и т.д.), человек большую часть времени живет в режиме «этого нет». Очень часто подобный выход – один из лучших. Далеко не у каждого человека есть внутренние силы встречаться с подобной реальностью лицом к лицу.
Здесь психологическая защита в виде отрицания реальности лишь отчасти бессознательна. При изменении условий (новые методы лечения, либо наоборот приближение смерти) отрицание отбрасывается.

3. Третий вариант, корректнее было бы отнести к совладающему поведению, поскольку применяется оно по большей части осознано.
Помнится Скарлетт О’Хара говорила « я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра» и ложилась спать в старой, неизменившейся реальности, чтобы наутро со свежими силами начать справляться со свалившимися на нее «новостями».
Иногда сознательное принятие решения «я не буду думать об этом сейчас, я решу этот вопрос тогда-то» оказывается довольно эффективным. При условии, что либо изменяются обстоятельства и необходимость в решении отпадает, либо в назначенный срок (или при назначенных условиях) человек принимает факт наличия проблемы, и решает ее.
Прекрасным примером здесь может послужить притча о «хорошем работнике», который треть поручений начальства делает сразу же, треть делает после первого напоминания, а треть «вешает на гвоздь» — «их нет».

Когда, как и почему отрицание реальности наносит человеку вред?

Думаю, многие могут вспомнить свои ощущения в такой ситуации:

 

Вы увлеченно смотрите интересный фильм (проходите 43-й уровень, прибивая предпоследнего монстра; читаете книжку на том месте, когда главный герой потянулся губами к губам главной героини; глубоко сосредоточились на своих мыслях; увлеченно болеете за любимую команду, не отводя взгляда от телевизора……..) и тут вас кто-то резко, грубо прерывает, обрушивая в обыденную реальность.
Как правило, человек испытает активное раздражение, недовольство, гнев.

 

Причиной тому, и сам неожиданный переход из состояния «сна наяву» в режим сознательного бодрствования, и обрушившийся поток информации, и необходимость как-то на все это реагировать.

 

Возможно, кто-то вспомнит ситуации, когда отрицали его самого. Не слышали, не видели ….
А теперь представьте, что человек годами! живет в мире, где часть реальности искажена. То есть часть его мира и часть его психики заблокирована, заморожена.
Для поддержания подобной вшитой в реальную картинку мира иллюзии нужно огромное количество психической энергии. Соответственно, ни на что другое ее попросту не остается.

 

Женщина в возрасте за пятьдесят потеряла одного из своих трех детей…Спустя несколько лет! она продолжала поддерживать в его комнате тот же порядок, что был при нем, говорила только о нем. При этом двух других детей практически не замечала. Она, как насекомое в янтаре, почти застыла в том моменте, когда случилось страшное несчастье. Работа, семья, двое других детей, внуки, ее здоровье, друзья, дом и дача …ничего этого она не видела, продолжая оставаться в стоп-мире.
Просто примерно прикиньте как много сил нужно, чтобы НЕ замечать постоянные проявления тех, кто в действительности был с ней рядом.

 

Часть вреда отрицания – в огромном расходе жизненной энергии на поддержание ложного убеждения «этого нет».

 

Другая часть вреда от отрицания, зачастую многолетнего, объясняется причинами сугубо материальными. Поскольку часть реальности игнорируется, непорядок в ней сильно-сильно нарастает. То, что было создано и ценилось когда-то — разрушается, утрачиваются умения и навыки. И когда, одним неожиданным днем, человек пробуждается от отрицания, помимо прочего он получает не просто проблему, а шикарную разросшуюся качественную проблемищу. То есть его силы стали меньше, а проблема гораздо больше. А необходимость ее решения – острее!

 

Примеры.

 

В тридцать два года Татьяна задавалась вопросом: я же не алкоголик? Я выпиваю только в приличной компании, всегда по поводу, пью хорошие напитки… Ее пугала мысль, что пару раз в неделю она выпивает и одна. Правда, по-прежнему дорогую качественную выпивку. Несколько раз она решала сделать паузу… НО! Вы наш календарь видели? Тогда понимаете, что количество Праздников, которые отметить со спиртным «святое дело», всякий раз оказывалось слишком велико для Татьяны.
И она просто перестала об этом думать.
В тридцать восемь она была вынуждена обратиться к специалистам, так как потеряла работу из-за своей зависимости.

 

Елена растила дочку, постоянно борясь с изменами и пьянками мужа. Периодически терпела побои. Она была уверена в том, что тот ее любит. По-своему….что он ценит ее жертвенную любовь. К тому же, думать о самостоятельной жизни ей было слишком страшно. Без опыта работы, с маленькой дочкой на руках…
Через двенадцать лет ей пришлось столкнуться с тяжелой реальностью: женщине за сорок, без опыта работы, и с двумя детьми учиться жить и выживать, так как супруг счел ее «старой дерганой истеричкой» и ушел в другую семью.

 

Сожалеть о годах «сна на яву», времени отрицания, времени упущенных сил и возможностей, очень больно и горько.
И хорошо, что кто-то успевает проснуться, когда еще можно что-то изменить к лучшему,

 

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на такой интересный факт: как правило, в секте, неважно религиозной или бизнес-секте, присутствует активное внедрение! адептам (последователям) мысли «не общайся с такими-то».

 

Искусственно искажается часть реальности. Людей убеждают верить что «этого нет». Под «этим» оказываются, как правило, люди, мыслящие иначе. Выражающие скепсис, сомнения в адекватности, правильности выбранной линии поведения.

 

Безотносительно всего остального (учения, направленности группы и пр.) сама привычка игнорировать часть живой жизни вредна и опасна.

 

Как часто мы отрицаем реальность по мелочам?

 

Предлагаю вам провести интересный и поучительный эксперимент. Понаблюдайте за окружающими людьми, и посчитайте, сколько раз вы услышите подобные диалоги:

— Он на меня наорал!
— Да? А мне еще пять отчетов надо сделать!

 

— Он на меня наорал!
— Да не бери в голову! (Махни рукой и т.д.)

— Он на меня наорал!
— Ой, а мой-то, мой! А на прошлой неделе … (текст минут на дцать).

— Он на меня наорал!
— А ты в ответ что? Промолчал?! Вот из-за того, что ты позволяешь с собой так обращаться … (и снова вольный текст).
Вместо первой фразы может быть любая другая. Суть в том, что во всех этих диалогах второй собеседник сообщает первому «тебя нет», твоей реальности нет. Он отрицает. Общаясь подобным образом с детьми, мы, незаметно для себя, приучаем их жить в мире, где отрицание – норма….
Завершив наблюдения, попробуйте вот такой шаблон разговора.
— Он на меня наорал!
— Ого! Ты в ярости.

В этом случае второй собеседник видит первого, и помогает ему справиться с неприятными событиями, называя его чувства и показывая, что он рядом.

Не нужно «впрыгивать» в реальность, если в наличии имеется проблема с хорошим сроком долгосрочного отрицания.
Не нужно и продолжать тратить свою жизнь на поддержание иллюзии «проблемы нет».
Для начала можно исследовать проблемную область отстраненно, рационально. Разобраться в проблеме, оценить свои силы, примериться, как удобнее будет взяться за ее решение…
Затем, собраться с силами, «стряхнуть пыль» с ресурсов, отставленных ранее за ненадобностью и потихоньку, как ответственная улитка Улыбаюсь, шаг за шагом, начать разбираться с накопившимися во время «сна на яву» — отрицания части реальности трудностями.

Упражнение
Выберите, пожалуйста, проблему, которая вас беспокоит, но думать о которой вы по каким-то причинам не хотите. Либо проблему, о которой вам говорят некоторые люди, друзья, родственники. А вы считаете, что у вас ее нет.
Запишите ее
……………………………………………………………………………………
Теперь напишите 10 объективных фактов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме. Даже если думать о них вам неприятно, некомфортно.
…………………………………………………………………………………..
Внимательно перечитайте их, и, уточните, действительно ли это факты? Или, может быть, это Ваши убеждения, представления. Исправьте и дополните, пожалуйста, Ваш список.
…………………………………………………………………………………….
Теперь сделайте выводы из этих фактов, помогающие в решении вашей проблемы.
…………………………………..
А теперь запишите, пожалуйста, что вы чувствуете.
……………………………………
И что еще мешает решению проблемы.
………………………………….
В последнем пункте может быть и запись о том, что уже ясно, как и что теперь делать. Тогда шаги к реализации должны последовать почти сразу (с учетом реальных обстоятельств).