Ребенок грызет ногти (жует хвостик от косички, грызет ручки/колпачки и т.д.)- в чем причины и что делать?
1. Нужно прояснить для себя в чем конкретно для вас здесь проблема?
Для кого-то это вопрос про здоровье, кому-то важен эстетический вид, другие обращают внимание на то, как ребенок справляется с чем-то, что его тревожит.
Бывает, что ребенок не грызет (а иногда скоблит) ногти, а, например, «проедает» дырку в обоях на спальном месте (выковыривает и обрывает обои, краску и пр.).
Будет ли это тогда для вас проблемой или нет?
И если да — то в чем?
2. Снимаем ФИЗИЧЕСКИЕ причины
а. Идем к доктору и дальше методично по его направлению обследуемся: от анализов на паразитов (глисты вызывают у ребенка раздражение смутное и грызть ногти способ его снять) до невролога и/или эндокринолога.
Задача, убедиться в том, что физических (физиологических) причин для избыточной энергии (тревоги/агрессии/нервного возбуждения) нет.
б. проверяем что нет ВНЕШНИХ физических причин, например, ребенок регулярно ложится спать голодным и грызть ногти — это способ себя успокоить, подавить голод.
Нет холода, дискомфорта, раздражающих факторов (например, за стеной смотрят фильм ужасов или боевик, там кричат, ребенок пугается, грызть ногти = успокоить себя).
Дети (дошкольники) могут иногда путать сон, фантазии и реальность, и, если, например, приехали гости и за столом рассказывали друг другу страшные истории (помните, вот эти вот все — про чорные чорные краны; про кап-кап и как вся семья исчезает/умирает и УМИЛЯТЬСЯ этому — типа, а вот в лагере то мы как друг друга пугали!!!) и ребенок как будто хохочет со всеми, то потом, ночью через день-другой могут быть разные проявления СТРАХА (от «вдруг» начал снова мочиться в постель, а уже не маленький до не спит, грызет ногти, приходит спать к родителям, до истерики запрещает выключать свет).
Проверьте окружение детей на предмет таких шутников-страхолюбов.
На этот пункт стоит обратить внимание, его часто упускают, а он может быть изначальным источником привычки.
У Васи была очень неудобная кровать, складка на матрасе мешала просто удобно лежать, понять и озвучить в чем дискомфорт он не мог (или ему говорили «принцесса на горошине»), что еще остается делать, правда?
Важно понимать, что для ребенка начать грызть ногти в какой-то момент было оптимальным решением совладать с некоей ситуацией.
3. Проверяем опцию «следование за лидером»
Для деток НОРМА следовать за родителем, воспитателем, ярким персонажем, значимым ребенком другим.
Если в семье дедушка грызет ногти, то внук будет это делать ПОДРАЖАЯ.
В школе самая модная девочка в классе начала на уроках жевать длинную челку… через несколько дней вся параллель начала делать похожее (больше половины детей).
В кино показали, как крутой персонаж грызет ногти и позиционировали это, что он вот такой глубокий, крутой и так переживает. Каждый ребенок, для которого этот персонаж становится кумиром, начинает ему подражать, особенно в знаковых мелочах.
Рассчитывать на вариант «дедушке можно (а что мы с ним сделаем), а тебя, Вася, будем гонять и мазать ногти горьким» как на жизнеспособный не стоит.
Нужно прояснить источник проблемы и дальше действовать либо простым способом (лидер пошел в качалку, дедушка перестал грызть ногти и вот так-то они с внуком победили плохую привычку) — если есть возможность,
либо трудным — через замену на другую яркую ролевую модель для подражания.
Если ребенок достаточно взрослый, то через переговоры с ним. Часто дети (школьного возраста) сами видят и осознают проблему и находят рабочее для них решение.
4. Психологические причины
а. ребенок одинок, ему мало внимания и это его способ справиться с тревогой одиночества и покинутости И получить каплю внимания (негативного) за обгрызенные ногти
б. ребенок и/или семья проходят через серьезный стресс
тут стоит учесть, что речь не обязательно про горе-горькое или прямой стресс для ребенка,
например, отец потерял работу, ходит мрачный, в семье висит тревого-напряжение, ребенок так разряжает его для себя
или
семья переехала в новый дом с шикарным ремонтом и добрыми соседями — ребенок начал грызть ногти.
А потому что радость + много нового = СТРЕСС для всех участников события и семья просто не справляется с эмоциональным напряжением.
в. в семье агрессивно-тревожная атмосфера и много посланий категории «стой там иди сюда» И активная внешняя маска «мы счастливые люди из благополучной семьи».
Представьте себя под таким напряжением, тут не то что ногти грызть начнешь, правда?
5. Техническая привычка
Реальные причины давно в прошлом, а ребенок грызет ногти, т.к. привык.
Тут решение простое — нужно заменить одно действие на другое (подобрать подходящий вариант).
Кому-то хорошо заходит дыхание по счету, кто-то может делать что-то из физ-ры, некоторые сначала меняют на четки, или разного рода игрушки, «лопают» упаковочную бумагу и прочее.
Ориентир — чтобы самому ребенку «зашло», понравилось и было удобно для него вписано в контекст.
Чего НЕЛЬЗЯ делать — это орать, оскорблять, обзываться, запугивать, принудительно мазать ногти цветным горьким лаком, бить, шпынять каждый раз и так далее.
Почему нельзя? (вдруг кому-то НЕ очевидно)
а. НЕ работает, будет только хуже
б. если силой сбить этот простой симптом, не решив причину, оно рванет в другом месте и ярче, хуже
в. вот это все — оскорбления и насилие — это как раз создание и усиление одиночества, тревоги и агрессии, то есть, это «тушить пожар керосином».
Иногда (часто) ребенок может грызть ногти в семье, где психологические причины очень яркие, но родители при этом заходят к детским психологам с классическим «почините мне это (дитя), оно сломалось», и уходят в ГНЕВ, если им говорят, что следует изменить (реально изменить) поведение и отношение родителей внутри семьи, причем по-настоящему и на регулярной основе.
Прагматичный лайфхак: если вы НЕ собираетесь всерьез ничего менять, а ногти ребенка вас при этом беспокоят, дайте ему другую возможность канализировать страх, тревогу и злость (подходящий для вас И для него) И найдите кого-то (няню, фею крестную, бабушку и т.д.) кто будет давать ребенку тепло и ощущение безопасности, нужности и защищенности вместо вас.
И снова — лучше оставить ситуацию как есть, чем КОШМАРИТЬ ребенка и УХУДШАТЬ ему жизнь из «благих» побуждений.
Правильный вариант: методично пройти по всем причинам, найти источники и реально их проработать.
Мудрости всем, тепла, любви и спокойствия! )
8 августа 2011 г.