Клиент пришел к психологу. Пришел со своей проблемой и готов что-то делать и хочет получить помощь. На что реально он может рассчитывать, что будет происходить между ним и психологом и каким образом клиент может быть максимально эффективным для себя?
Давайте сначала посмотрим, а что у нас есть? Отметим, что каждый уровень связан с любым другим и они все влияют друг на друга. Отметим это, но рассмотрим каждую область проявленности человека отдельно.
Ощущения
Есть тело и есть физические ощущения.
Какие проблемы бывают на этом уровне?
- Человек живет «вне тела», относится к нему как к некому вместилищу для разума, не замечает своих физических потребностей, обесценивает их.
- Человек использует тело как амортизатор. Психосоматика — его привычный способ проживать жизнь, минуя смысловой и чувственный контуры.
Если есть проблемы этого уровня, то с помощью психолога клиент учится распознавать свои ощущения, учится обращать внимание на себя (свое тело), учится ощущать себя на 100% в реальности (в своем теле).
Чувства
Чувства, эмоции, настроение и т.д.
С одной стороны – это один из видов жизненной энергии, а с другой стороны – это мгновенная интегральная оценка текущего факта и прогноза на будущее с одновременным выбросом необходимых для действий организма гормонов, нейромедиаторов и т.д.
Что может делать человек со своими чувствами?
Игнорировать их, вытеснять, блокировать, отрицать, распознавать, чувствовать, проживать, переживать, усиливать или уменьшать, застревать в них, превращая в мучительные состояния, развивать или останавливать на каком-то уровне.
Базовых эмоций, как нот в музыке не очень много, и важно, чтобы для человека были доступным все они, и любые их сочетания.
Очень часто клиент психолога – это человек, которому в детстве были жестко запрещены почти все или все эмоции, кроме удобных для родителей. И он с одной стороны боится своих спонтанных чувств, с другой стороны эмоционально остановился в своем развитии на уровне ребенка скольки-то лет, или может быть подростка.
Еще чаще клиент психолога – это человек, Внутренний Критик которого умудрился подавить, обесценить и закошмарить его до состояния полного бесчувствия, что переживается как депрессия: нет сил жить, есть много вины и страдания.
Довольно часто бывает, что клиент психолога – это такой инфантильный Свободный Ребенок в своем негативном аспекте: он хочет ТОЛЬКО радоваться (чувствовать интерес и удовольствие), причем, чтобы события для радости сами приходили к нему, и избегает любых других реальных переживаний, кроме ГНЕВА и ярости, когда жизнь, другие люди не удовлетворяют его желаний.
Если есть проблемы на этом уровне, то клиент с помощью психолога учится распознавать свои чувства, понимать их смысловое ядро, реализовывать энергию чувств в жизни конструктивным, творческим, созидательным образом. Учится управлять своим эмоциональным состоянием. Прорабатывает травматичные события своего прошлого опыта, проживая то, что когда-то было блокировано и сейчас мешает ему свободно жить.
Отдельно назову помощь и поддержку в проживании серьезных жизненных утрат: горевание из-за смерти близких людей, принятие каких-то невосполнимых потерь и ограничений (разводы, измены, ограничение возможностей, потеря работы и способностей к ней (например, талантливый певец, утративший возможность петь) и пр.), тяжелые возрастные кризисы (экзистенциальные))
Мысли
На этом уровне отдельно выделим:
А. Самоидентификацию
Удивительно, но очень часто на вопрос Кто Я? Сорокалетний мужчина может ответить « я…. Стеснительный послушный мальчик» или « я – парень-гуляка» или « я – старик, проживший тысячу лет». А мама ребенка скажет, что «я… маленькая девочка».
И это не просто слова. Это самоидентификация, за которой стоят запреты-убеждение на взросление, полноценную жизнь и развитие. Они реализуются на глубинном уровне, фактически эмоциональные реакции, желания, решения и действия, телесные ощущения базируются на них.
Б. убеждения (собственные и детские, полученные от Родителей и Учителей), детские сценарные решения (убеждения о том какой Я, какие другие люди и мир, и как я буду жить в нем)
Как только человек проведет аудит своих убеждения на «адекватность реальности И полезность для себя», заменит деструктивные, мысленно вернет чужие и чуждые ему владельцам, создаст для себя обновленную версию своих опор, потренируется жить, проверит как ему с его собственными убеждениями, так работу с этим блоком можно считать завершенной.
В. адекватное взрослое мышление
Тут очень часто проблема заключается в том, что этот блок начинает работать как бы сам по себе, то есть «умом я понимаю» говорит человек, думает как будто бы правильно, может сказать в конце консультации первой «ну… ничего нового вы мне не сказали», а реальная информация о его жизни сейчас: ощущения, чувства, желания, решения и действия работают как бы помимо этого его контура.
В метафоре: капитан корабля «висит в астрале» или закрылся в каюте и висит в соцсетях и на форуме, а его команда дерется между собой, чинит пробоины в судне, а кто-то наоборот ведет корабль на рифы. Жизнь человека и человек отдельно, его мышление отдельно.
Когда же взрослый «капитан» подключается ко всем каналам связи с миром, он ужасается той разрухе, что произошла в его отсутствие и привычно смывается в «умом понимаю, но» отключение от своих реальных ощущений, чувств, желаний и пр.
Г. Смысловую область (цели и ценности)
В процессе внутреннего ремонта – исцеления рано или поздно наступает такой момент, что завалы разобраны, травмы прожиты, ресурсы восстановлены и человек встречается с реальным своим Я.
Многих поначалу подобная встреча пугает, ведь оказывается, что большую часть Я может занимать внутренняя пустота – целина души.
Раньше человек закрывал от себя состояние своей личности проблемами, развлечениями — отвлечениями, зависимостями, страданиями, событиями чужих жизней… а сейчас он видит себя.
Неизбежно будет горевание, злость, а затем печаль по времени, которое могло бы им быть прожито чуть иначе, чуть счастливее, наполненнее, содержательнее и интенсивнее.
А затем приходит понимание ценности ресурса пустоты – целины души, возможности и обязанности выбирать свои собственные смыслы.
Развивать свою природную самость, взращивать ее до своего реального возраста, и интегрировать развитие каждого уровня человека до общей целостности.
И определять собственные смыслы своей жизни, свою систему ценностей (свой стержень).
Самая доступная метафора здесь: это представьте, что ваша жизнь – это книга, которую вы пишете. Что это за книга? Какая она? О чем? Что будет дальше, на следующих страницах? Что вы хотите как автор сказать своей жизнью – книгой ее читателям: себе и другим людям, которые могут прочесть ее полностью, а могут увидеть только некоторые листы?
Наш чудесный мозг так сложно и интересно устроен, что работа с когнитивной частью идет разными способами. Это могут быть и рациональные вещи, и могут быть легкие трансовые состояния, и работа с образами и метафорами.
В каждом случае это всегда очень по-разному, и очень индивидуально, и бесконечно интересно познакомиться и узнать – самому человеку себя и мне-психологу его.
Второй человек, Собеседник здесь нужен для того, чтобы быть ясным – слушать себя.
Желания
Искренние желания – это то, что делает нашу жизнь живой и чудесной.
Но…
- Подавленные Критиком собственные желания, которые подменяются долженствованием
- Отказ от своей активности (работы) по реализации желаний
- Обесценивание и ненасыщение исполнения желаний
- Блокирующий до полного тупика, прокрастинации и пассивности конфликт желаний разных частей личности
Вот основные проблемы этого контура.
В работе с психологом клиент возвращает себя разрешение жить, хотеть, насыщаться, выполнять свои желания, создавать, и радоваться свои результатам, ценить их.
Знакомится, проясняет желания каждой из конфликтующих частей и создает решения, которые основываются на сотрудничестве внутренней команды.
Решения и действия
- У человека сильнейшая воля и мегаконтроль, но остальные области настолько им блокированы, что у него много лет назад закончилась энергия для жизни, и однажды, когда уже совсем невмоготу он доползает, допинывает себя до психолога.
Его Критик, который устроил весь этот Ад Контроля считает, что психолог обязан дать ему волшебную технологию для восстановления энергии, а вот структура внутренняя останется прежней.
Ну и заодно можно залезть в границы психолога и там повторить «создает Ад Вечной Мерзлоты контролируя и обесценивая, давая негативные оценки любому живому проявлению», ведь внутри самого клиента его Гипер-Критику уже никто возразить не смеет.
При такой структуре личности работать бывает трудно и клиенту и психологу, но если понимать и осознавать причины этой трудности, то рано или поздно их совместные усилия приводят к успеху: Снежный Король ( Снежная Королева) оттаивают и превращаются в живых людей.
А их сильные волевые качества занимают их реальное место: помогать жить.
- Функция решаю и делаю была блокирована, или, что еще хуже, своевременно не развита.
Трудная кропотливая работа и много много тренировок дают результат.
- Страх принимать реальные решения и нести ответственность за свою жизнь
Обычно около людей с такой проблемой «появляется» кто-то, кто их усиленно контролирует и решает за них, как и было когда-то в детстве.
И задача психолога тут и совместно исследовать иллюзии того, что кто-то может отвечать ЗА жизнь другого взрослого человека, и удерживаться от соблазна «порулить», покомандовать таким человеком, и поддерживать его в сначала робких и неуверенных, а затем все более и более смелых шагах в самостоятельность.
Любая проблема формируется по причине блокировки или «кривой» работы какого-либо из уровней или нескольких.
Живой человек – это не компьютер, который можно остановить, перезагрузить, перепрограммировать. Работа с психологом – это совместный путь, и задача клиента, его часть ответственности проходить, делать (думать, чувствовать, говорить, делать) свою часть пути.
В метафоре: Человек и Проводник договорились, что пойдут в Москву. И они идут. Проводник страхует Человека -клиента, поддерживает его, учит распознавать и обходить ловушки, помогают «расколдовать» области негативных чувств, остается вместе с ним и при встрече со страхами, и гневом, и радостью, помогает принять и изменить их, когда Человек видит не самые красивые участки своего внутреннего мира. Но успех достижения цели зависит от того, будет ли сам Человек – клиент идти, насколько активно к цели, которую определил он.
У человека есть еще такие чаще полезные вещи – как его система пси-защит – таких фильтров, через которые он воспринимает и обрабатывает огромные потоки информации от внешнего мира.
Их задача – чтобы человек выжил, сохранить его.
Но иногда они решив тактическую задачу выживания в каких-то обстоятельствах начинают работать «во вред хозяину», как бы зависнув и снова и снова обрабатывая и проигрывая один и тот же цикл.
И тогда нужен определенный уровень доверия между клиентом и психологом, чтобы они могли совместно изменить то, что мешает клиенту быть успешным и счастливым, и что создало текущую проблему, с которой человек обратился к психологу.
Конечно же иногда клиенту и психологу везет, и у человека оказывается одна проблема и множество ресурсов. Например, человек попадает в конфликт выбора (хочу Васю и Петю, нужно выбрать одного или отказаться от них, или еще что-то. Или хочу работу А и работу Б, или жить в Новосибирске и в Тюмени одновременно и так далее).
При этом человек взрослый, довольно хорошо прожил все возрастные кризисы развития, социально успешен, у него достаточно ресурсов, хорошие корни родовые и поддержка и т.д.
В этом случае он решает свою проблему за несколько консультаций, получает отличные результаты, и все довольны.
Но, бывает такое, что у человека блокированы или с детства травмированы и с сильными деструктивными или фантазийными искажениями созданы почти все уровни его проявленности.
И тогда неизбежна длительная и достаточно трудная работа, сильное сопротивление и медленное исцеление и выращивание реального Я этого человека.
Очень важно понимать разницу между тем и другим вариантом, не ждать легких и быстрых решений во втором случае, а терпеливо и последовательно проводить «капремонт» своей личности.