После рождения у ребенка есть несколько потребностей. Основные из них – это в безопасности и любви и ласке, еде и комфорте.
Если малыша кормят мало, много или не тем, если вместо любви, объятий, эмоционального комфорта он получает одиночество или еду, то у нас появляется человек орального типа личности.
А вот если с едой все отлично, кормят вовремя и столько, сколько нужно, отличают, когда ребенок хочет кушать, а когда плачет по другим причинам, но мир для него очень НЕ безопасен, формируется человек избегающего (тревожного) типа личности.
Обычно это очень чувствительные люди, и то, что для кого-то проходит бесследно, для них может стать угрожающим.
Материнская фигура у такого ребенка либо сама создает постоянно панику и тревогу, либо очень агрессивна и авторитарна, либо жесткая, холодная и отвергающая. Еще один вариант – болеющая, беспомощная, слабая мамочка.
Так или иначе, мамы, которая бы служила посредником между реальным миром и малышом – нет.
Есть либо увеличитель тревоги, либо агрессии, либо отвержения.
На более поздних этапах развития эта модель поведения и самовосприятия закрепляется родительскими реакциями.
Ребенок усваивает, что мир опасное место.
Что он сам – никто и ничто, беспомощное, слабое существо, не способное мыслить, желать и действовать. Которое буквально разрушится и умрет, если будет признавать и чувствовать свои реальные переживания.
В любом временном промежутке человек избегающего (тревожного) типа личности попадает в следующие обстоятельства:
— ой, Вася оцарапал коленку! Какой кошмар! В воздухе микробы, бактерии, вирусы и плохая экология! Ужас! Ему же больно! И он может получить заражение крови! Кошмар! – паникующая тревожная мама создает ребенку отдельный круг Ада, в котором тонны тревоги и страха клубятся туманом и норовят уничтожить бедного Васеньку.
Еще такая мама-паникерша убеждена, что Васенька – слабый.
А еще ему нельзя злиться и проявлять свой гнев, агрессию, ведь он хороший ребенок, а иначе мама любить не будет. А мама – это единственный шанс выжить в столь ужасном страшном мире.
И повторяется раз за разом цикл:
- ребенок (или уже взрослый) проявляет активность,
- рано или поздно он ошибается (или получает отказ),
- и тут работает базовая схема избегающего (тревожного) типа личности: он вытесняет свои реальные чувства и мысли по поводу события,
- становится беспомощным, слабым, неуклюжим. Такое туманное облачко, которое может распасться от любого дуновения ветра,
- вытесненные им гнев, агрессия, негативные оценки, способность думать и решать проецируются на другого человека (образ Мамы),
- наступает стадия беспомощности, пассивности и ожидания того, что суровая или тревожная мама сейчас его отругает, попаникует, а затем подумает, даст оценку происходящему и все сделает за него.
И так до следующей попытки активности.
Другой вариант, еще более катастрофичный для избегающего типа личности (тревожного) – НЕ получить даже негативную обратную связь.
Оказавшись самостоятельно один на один с реальной жизнью, то есть в зоне неизвестности, он может чувствовать сковывающий ужас, панику, глубоко уходить в беспомощность.
Ведь активность: желать, мыслить, чувствовать и действовать у него вытесняется. Останавливается и подменяется «пустыми» интеллектуализациями.
Еще один способ воспитания из ребенка избегающую (тревожную) личность – это начать требовать от него смелости и активности силой.
Частый пример:
Мальчика (или девочку) побили ребята в школе. Он приходит в слезах и с синяками домой, где папа (иногда мама) бьет и оскорбляет его еще сильнее, из «благих» побуждений, чтобы он не рос хлюпиком и научился отстаивать себя.
Ребенок получает двойную травму, которая превращает его жизнь в мучения через одиночество и страх активности, ожидание ужасной реакции в ответ на его спонтанные порывы.
Фигура идиота-садиста интроецируется, и в дальнейшей жизни после каждой ошибки, после любого падения, столкновения с агрессией такой человек дополнительно «избивает и оскорбляет» себя сам. Причем уверенно и доверяя тому, что так правильно!
Что действительно он плохой, слабый, виноватый, и ему нужно «добавить», чтобы он справился с внешней агрессией, ошибкой, проблемой.
Экзистенциальный выбор избегающей (тревожной) личности или задача развития
Принять, признать и реализовать свою агрессию (смелость БЫТЬ СОБОЙ) или продолжить отказываться от близости и активности (ОТКАЗ ОТ СЕБЯ).
У человека избегающего (тревожного) типа личности блокируются и вытесняются:
- его сильные чувства,
- его собственные мысли, оценки себя, людей, событий,
- его решения и активность.
Он разрешает себе только желать, грезить и мечтать. Но уверен, что
- встреча с отказом и отвержением,
- встреча с реальностью и самим собой (трудности и ошибки),
- встреча с неизвестностью (самостоятельностью и усилиями)
Его буквально уничтожат.
В основе убежденности лежит ранний детский опыт, подкрепленный Родительской Фигурой.
В какой-то момент или период его прошлого отказаться от собственной активности означало выжить. А жить очень хочется. И близость тоже.
И вот потихоньку, шаг за шагом принять и признать свою активность и самостоятельность, способность жить, справляться с трудностями и неизвестностью – это задача развития для человека избегающего (тревожного) типа личности.