Идентичность – это устойчивое представление человека о себе.
Кто он такой, какой он и как ему жить?
Например,
Я- Вася, счастливчик, трудоголик и одиночка.
Или
Я – Петя, неудачник, «пьяница как отец и дед», лентяй и «будешь как отец тоже рано помрешь».
В истории, которую мы анализируем, главный герой определяет себя так:
«Он понимал, что не может дать Ей то, что она хотела.
У него не было столько денег, сколько нужно. Внешне он был далеко «не-аполлон», да и как личность – совершенно обычный молодой мужчина.»
Он верит, что как мужчина и человек – он не интересный, не привлекательный, посредственный, не достойный того, чтобы его любили, уважали и восхищались.
И тут ему встречается девушка с устойчивой идентичностью «беспомощная барышня в беде».
Конечно же он начинает ее спасать, оберегать, защищать, исполнять все капризы, в глубине души ожидая, что вот-вот и она его отвергнет.
Отвергнет, так как он «по определению» — НЕ достоин взаимной и счастливой любви.
В его картине мира «записано», что Он – «плохенький», «недочеловек, недомужчина, недоличность», а Она – «прекрасная принцесса, недоступное божество и нежная фиалка».
Ему следует ей поклоняться, защищать и оберегать.
В психологии есть такое понятие как «предрешенная идентичность».
Она возникает тогда, когда родители не дали ребенку сформировать свое собственное представление о себе и других, а жестко форматировали его с самого раннего детства.
Ребенок вырос и теперь очень четко знает «кто он и какой он» и реализует в своей жизни следствия из предрешенной ЗА него идентичности.
В примере, что мы разбираем, главный герой не услышит, не воспримет и не поверит, если женщины будут относиться к нему иначе: без использования, пренебрежения и неуважения.
Он таких «не видит», они ВНЕ его реальности.
Он не умеет с ними общаться.
Что-то хорошее принимать себе и для себя ему крайне затруднительно.
Даже если он начнет отношения с хорошей, адекватной женщиной, то достаточно быстро станет «прогибать» стиль их отношений под привычную ему схему: он отдает ресурсы, его используют и затем отвергают.
Здесь есть интересный момент. Когда он пошел разговаривать со своим соперником, он ожидал, что тот аналогичным образом относится к женщинам.
Поэтому в его картине мира подобный разговор выглядел логичным, здравым и целесообразным.
Ему много раз в детстве значимые люди говорил что-то вроде: «ты же мальчик, поэтому уступи ей», «ты будущий мужчина, отдай девочке свою игрушку, она же хочет, она слабая, она девочка», « ты будущий защитник, драться с девочками нельзя» (защищать себя нельзя, даже если девочка на голову выше, здоровее и первая проявляет агрессию).
И когда он следовал этим установкам, взрослые показывали, что «да, вот теперь он – достойный будущий мужчина».
Поскольку для ребенка значимо мнение взрослых людей, он построил картину мира, в которой он – достойный мужчина, заботится и отдает свои ресурсы «слабой девочке» и не должен защищать себя.
На чуть более глубоком уровне это означает, что мужчин он считает более «высшим» классом, чем женщин.
Мужчины – умные, сильные, способные решать трудные задачи, адекватные, добрые, щедрые, умелые.
А женщины – слабые, глупые, эмоциональные, по детски эгоистичные, зависимые.
Их следует баловать, защищать и заботиться о них.
Мужчин, которые не вписываются в его концепцию он презирает. И искренне верит, что это самое худшее, что может случиться с человеком – что он настольно слаб, глуп и труслив, что достойные люди, то есть, мужчины будут его презирать.
Он сам так воспринимал в детстве отношение к себе со стороны взрослых.
Умных и сильных женщин он считает несчастными созданиями, вынужденными тащить трудную ношу, так как они не сумели привлечь достойного мужчину- хозяина и защитника в свою жизнь.
Очень важный момент тут то, что это краеугольные камни его представлений о себе, о мире, о мужчинах и женщинах.
Поскольку живая реальность не соответствует его представлениям, рано или поздно он терпит сокрушительный крах.
И вот дальше он либо еще больше ужесточит свою предрешенную идентичность, либо войдет в серьезный системный кризис. Когда происходит процесс «моратория идентичности» — старые представления оказались ложными, и нужно выработать свои собственные, соответствующие реальности и жизнеспособные.
Начало цикла:
«Дочка» выросла и влюбилась. Что делать?
Продолжение цикла:
Что я разрешаю себе? Что мне можно? Чего я достоин?
Идентичность «достойный мужчина»
Идентичность – это устойчивое представление человека о себе.
Кто он такой, какой он и как ему жить?
Например,
Я- Вася, счастливчик, трудоголик и одиночка.
Или
Я – Петя, неудачник, «пьяница как отец и дед», лентяй и «будешь как отец тоже рано помрешь».
В истории, которую мы анализируем, главный герой определяет себя так:
«Он понимал, что не может дать Ей то, что она хотела.
У него не было столько денег, сколько нужно. Внешне он был далеко «не-аполлон», да и как личность – совершенно обычный молодой мужчина.»
Он верит, что как мужчина и человек – он не интересный, не привлекательный, посредственный, не достойный того, чтобы его любили, уважали и восхищались.
И тут ему встречается девушка с устойчивой идентичностью «беспомощная барышня в беде».
Конечно же он начинает ее спасать, оберегать, защищать, исполнять все капризы, в глубине души ожидая, что вот-вот и она его отвергнет.
Отвергнет, так как он «по определению» — НЕ достоин взаимной и счастливой любви.
В его картине мира «записано», что Он – «плохенький», «недочеловек, недомужчина, недоличность», а Она – «прекрасная принцесса, недоступное божество и нежная фиалка».
Ему следует ей поклоняться, защищать и оберегать.
В психологии есть такое понятие как «предрешенная идентичность».
Она возникает тогда, когда родители не дали ребенку сформировать свое собственное представление о себе и других, а жестко форматировали его с самого раннего детства.
Ребенок вырос и теперь очень четко знает «кто он и какой он» и реализует в своей жизни следствия из предрешенной ЗА него идентичности.
В примере, что мы разбираем, главный герой не услышит, не воспримет и не поверит, если женщины будут относиться к нему иначе: без использования, пренебрежения и неуважения.
Он таких «не видит», они ВНЕ его реальности.
Он не умеет с ними общаться.
Что-то хорошее принимать себе и для себя ему крайне затруднительно.
Даже если он начнет отношения с хорошей, адекватной женщиной, то достаточно быстро станет «прогибать» стиль их отношений под привычную ему схему: он отдает ресурсы, его используют и затем отвергают.
Здесь есть интересный момент. Когда он пошел разговаривать со своим соперником, он ожидал, что тот аналогичным образом относится к женщинам.
Поэтому в его картине мира подобный разговор выглядел логичным, здравым и целесообразным.
Ему много раз в детстве значимые люди говорил что-то вроде: «ты же мальчик, поэтому уступи ей», «ты будущий мужчина, отдай девочке свою игрушку, она же хочет, она слабая, она девочка», « ты будущий защитник, драться с девочками нельзя» (защищать себя нельзя, даже если девочка на голову выше, здоровее и первая проявляет агрессию).
И когда он следовал этим установкам, взрослые показывали, что «да, вот теперь он – достойный будущий мужчина».
Поскольку для ребенка значимо мнение взрослых людей, он построил картину мира, в которой он – достойный мужчина, заботится и отдает свои ресурсы «слабой девочке» и не должен защищать себя.
На чуть более глубоком уровне это означает, что мужчин он считает более «высшим» классом, чем женщин.
Мужчины – умные, сильные, способные решать трудные задачи, адекватные, добрые, щедрые, умелые.
А женщины – слабые, глупые, эмоциональные, по детски эгоистичные, зависимые.
Их следует баловать, защищать и заботиться о них.
Мужчин, которые не вписываются в его концепцию он презирает. И искренне верит, что это самое худшее, что может случиться с человеком – что он настольно слаб, глуп и труслив, что достойные люди, то есть, мужчины будут его презирать.
Он сам так воспринимал в детстве отношение к себе со стороны взрослых.
Умных и сильных женщин он считает несчастными созданиями, вынужденными тащить трудную ношу, так как они не сумели привлечь достойного мужчину- хозяина и защитника в свою жизнь.
Очень важный момент тут то, что это краеугольные камни его представлений о себе, о мире, о мужчинах и женщинах.
Поскольку живая реальность не соответствует его представлениям, рано или поздно он терпит сокрушительный крах.
И вот дальше он либо еще больше ужесточит свою предрешенную идентичность, либо войдет в серьезный системный кризис. Когда происходит процесс «моратория идентичности» — старые представления оказались ложными, и нужно выработать свои собственные, соответствующие реальности и жизнеспособные.
Начало цикла:
«Дочка» выросла и влюбилась. Что делать?
Продолжение цикла:
Что я разрешаю себе? Что мне можно? Чего я достоин?
7 лет ago • Заметки психолога, Отношения