Разбираем вот эту историю с психологической точки зрения.
Что происходило с героиней? Как она попала в затруднительную ситуацию?
Cтрогие родители и суровая бабушка воспитывали «хорошую девочку, послушную девочку».
Что это значит?
Несколько моментов:
— у нее есть интроект – эмоционально заряженное убеждение – что они правы. Вот просто по факту их существования, ее родители и суровая бабулька правы.
Даже когда они явно ошибаются.
В опыте ее детства каждый раз, когда она пыталась отстоять свои границы, свое видение мира – это рассматривалось как бунт и жестко подавлялось.
Ее детская адаптация к миру: забота о других.
Это был ее способ выжить и вписаться в родительскую семью.
— Чтобы что-то получить для себя, ей нужно было вести себя хорошо. И тогда родители ее поощряли.
Она привыкла заслуживать любовь.
Она усвоила идею о своей НЕсамоценности.
Она – никто, но если ведет себя хорошо, то ее за это могут «погладить».
Родители, учителя, и даже бабушка очень редко может сделать вид что одобряет.
Итак, «быть хорошей» = заботиться о других в ущерб себе, ожидая, что за это полюбят (поощрят).
К чему это приводит в реальной жизни?
Люди из других семейных миров не дешифруют ее поведение именно так.
Они могут думать, что если человек заботиться о них, что-то для них делает, дарит им – это по той простой причине, что ему нравится это делать, он так выражает свою любовь, он сам этого хочет.
Они не знают, что это сделка.
Они воспринимают, что подарок – это даром. А не предоплата за что-то.
Другие люди из более жестоких личностных историй и вовсе подобный стиль адаптации рассматривают как проявление слабости и реагируют на него подсознательным страхом и агрессией.
Для них доброта и забота опасны, так как тепло и любовь вызывают их доверие, а следом боль и память о страданиях.
И им проще обесценить, отнестись потребительски, использовать и обострить ситуацию до конфликтной, чтобы подтвердить свою картину мира.
Но для «хорошей девочки» негативное отношение к ней означает только одно – что она плохая, и нужно постараться стать хорошей.
И она продолжает старательно и жертвенно, часто молча, заботиться о человеке, которому УЖЕ плохо от ее доброты.
Ведь она знает, что «другой всегда прав, а она нет».
Синоним для «хорошей, послушной девочки» — нарциссическое расширение.
Более страшное название. И смысл оно передает точнее.
Из живого человека методично делают удобный объект – как табуретка или мультиварка.
Без своей воли. Без своего характера. Хорошего.
Это очень трудная задача для современных родителей: как найти грань, и не вырастить из ребенка ни нарцисса, ни его тень – нарциссическое расширение (социального мазохиста).
При этом, ребенка нужно воспитать, чтобы он умел жить в реальном мире, общаться с людьми и быть в отношениях и оставался собой, развивал свою самостную, индивидуальную природу.
В истории, что мы исследуем, матриарх – суровая советская бабушка отшлифовала родителей героини «под себя». Затем все вместе они воспитали «хорошую, послушную девочку» из нее.
Социальный, исторический контекст достаточно часто меняется. И, если в период позднего СССР она могла бы вполне вписаться в жизнь, так как были структуры с понятными правилами и ее способ адаптации «заботиться о других, быть хорошей, слушаться» вполне соответствовал ситуации, то в современной реальности, где правила игры меняются очень часто, а люди воспитаны с очень разными ценностями она трагично проигрывает.
Как дрессированный зверек из цирка выпущенный в дикую природу.
Семейная драма из прошлого — продолжение разбора истории.
Быть хорошей девочкой. Зачем?
Разбираем вот эту историю с психологической точки зрения.
Что происходило с героиней? Как она попала в затруднительную ситуацию?
Cтрогие родители и суровая бабушка воспитывали «хорошую девочку, послушную девочку».
Что это значит?
Несколько моментов:
— у нее есть интроект – эмоционально заряженное убеждение – что они правы. Вот просто по факту их существования, ее родители и суровая бабулька правы.
Даже когда они явно ошибаются.
В опыте ее детства каждый раз, когда она пыталась отстоять свои границы, свое видение мира – это рассматривалось как бунт и жестко подавлялось.
Ее детская адаптация к миру: забота о других.
Это был ее способ выжить и вписаться в родительскую семью.
— Чтобы что-то получить для себя, ей нужно было вести себя хорошо. И тогда родители ее поощряли.
Она привыкла заслуживать любовь.
Она усвоила идею о своей НЕсамоценности.
Она – никто, но если ведет себя хорошо, то ее за это могут «погладить».
Родители, учителя, и даже бабушка очень редко может сделать вид что одобряет.
Итак, «быть хорошей» = заботиться о других в ущерб себе, ожидая, что за это полюбят (поощрят).
К чему это приводит в реальной жизни?
Люди из других семейных миров не дешифруют ее поведение именно так.
Они могут думать, что если человек заботиться о них, что-то для них делает, дарит им – это по той простой причине, что ему нравится это делать, он так выражает свою любовь, он сам этого хочет.
Они не знают, что это сделка.
Они воспринимают, что подарок – это даром. А не предоплата за что-то.
Другие люди из более жестоких личностных историй и вовсе подобный стиль адаптации рассматривают как проявление слабости и реагируют на него подсознательным страхом и агрессией.
Для них доброта и забота опасны, так как тепло и любовь вызывают их доверие, а следом боль и память о страданиях.
И им проще обесценить, отнестись потребительски, использовать и обострить ситуацию до конфликтной, чтобы подтвердить свою картину мира.
Но для «хорошей девочки» негативное отношение к ней означает только одно – что она плохая, и нужно постараться стать хорошей.
И она продолжает старательно и жертвенно, часто молча, заботиться о человеке, которому УЖЕ плохо от ее доброты.
Ведь она знает, что «другой всегда прав, а она нет».
Синоним для «хорошей, послушной девочки» — нарциссическое расширение.
Более страшное название. И смысл оно передает точнее.
Из живого человека методично делают удобный объект – как табуретка или мультиварка.
Без своей воли. Без своего характера. Хорошего.
Это очень трудная задача для современных родителей: как найти грань, и не вырастить из ребенка ни нарцисса, ни его тень – нарциссическое расширение (социального мазохиста).
При этом, ребенка нужно воспитать, чтобы он умел жить в реальном мире, общаться с людьми и быть в отношениях и оставался собой, развивал свою самостную, индивидуальную природу.
В истории, что мы исследуем, матриарх – суровая советская бабушка отшлифовала родителей героини «под себя». Затем все вместе они воспитали «хорошую, послушную девочку» из нее.
Социальный, исторический контекст достаточно часто меняется. И, если в период позднего СССР она могла бы вполне вписаться в жизнь, так как были структуры с понятными правилами и ее способ адаптации «заботиться о других, быть хорошей, слушаться» вполне соответствовал ситуации, то в современной реальности, где правила игры меняются очень часто, а люди воспитаны с очень разными ценностями она трагично проигрывает.
Как дрессированный зверек из цирка выпущенный в дикую природу.
Семейная драма из прошлого — продолжение разбора истории.
7 лет ago • Заметки психолога, Отношения • Tags: заслужить любовь, нарциссическое расширение, отношения, хорошая девочка