Как только она понимала, что конкретно она хочет, так в то же мгновение начинала хотеть противоположное. Сказав «да», сразу чувствовала, что правильный ответ – категоричное «нет».
Если кто-то говорил ей «иди на Север», она отчаянно боролась за право стоять на месте или бежать на «Юг».
Импульс «против» вызывала любая определенность, сама ли она ее обозначала или кто-то другой.
***
Жил-был Вася. Хорошо жил, ладно, счастливо и благополучно. И вот однажды, как в сказках и положено, в Васину деревню пришел человек.
— Я тут у вас жить стану! – сказал новенький.
— Хорошее дело, живи! – приветствовал его Вася.
— Ой, нет! Кажется, я хочу дальше пойти!
— Тоже хорошо, — согласился Вася. – Странствовать, узнавать мир… иди, конечно.
— Нет! Как ты можешь так говорить, ведь я же уже дом у вас в деревне собрался строить! – снова изменил свой настрой пришелец.
— Ага, дом строить – дело доброе. Строй, конечно. Вон и у реки место есть, и на опушке леса, да и ближе к центру участок можно купить свободный…
Вася дивился на новенького, то уже два часа как стоял на месте, а после и вовсе прилег у дороге, пытаясь выбрать, что он хочет делать дальше.
Хозяйственный Василий, пока разговаривал с новым знакомцем уже и траву скосил вокруг своего забора, и пару досточек заменил, и упряжь починил. Закончив дела, которые разговоры разговаривать не мешали, собрался он прощаться со странным чудаком, который поселился около одной из деревенских дорог.
Несколько лет прошло, а в Васиной деревне так это странное явление и осталось, что-то вроде Анти-Флюгера. Флюгер поворачивается туда, куда ветер дует, а деревенский гость ровно наоборот поворачивался, да дальше метра никак уйти не мог, продолжал крутится на месте, словно волчок (игрушка детская).
— К реке пойду, ой нет, наоборот, на опушку! Тут жить стану, ой, нет, странствовать пойду. Жениться хочу, да нет, одному лучше жить!
Никак не мог он выбрать направление, куда ему, горемычному дальше двинутся, в какую сторону жизненный путь свой вести. Так и стоял на месте, раз за разом против любой определенности поворачиваясь.
Деревня Василия была добрая и зажиточная, поэтому кормили Анти-Флюгера кому чем не жаль, одежку какую-никакую давали и даже домик на зиму соорудили.
Так и жизнь прошла у него. Пришло время помирать, помер, похоронили. Да и забыли через несколько дней. Изредка только в Деревне вспомнить могли, когда кто-то начинал себя похоже вести, мол, будешь как наш Анти-Флюгер, на месте стоять, да против воли крутиться, так и жизнь впустую пройдет, ни себе, ни людям. Даже и на могилке, на камне надгробном написать нечего будет, что ни скажи, все наоборотом обернуть можно.
Почему человек может вести себя так, как гость Васиной деревни (Анти-Флюгер)?
- Он может быть оторван от своих ощущений в теле, от своих чувств или своих ценностей. Его желания – это нахождение в «зоне ожидания». Вместо того, чтобы признать, что быть странником или быть крестьянином в Васиной деревне он НЕ хочет, МОЖЕТ, но НЕ хочет, и искать то, что ему подходит, наш безымянный Анти-Флигер так и провел жизнь у Васиного забора, запутавшись в своих хочу-не хочу.
- Ложные выгоды. Ему казалось, что находясь в пассивном состоянии жить ЛЕГЧЕ, чем если строить дом, или ходить по разным дорогам и узнавать мир. Это ОШИБОЧНАЯ легкость, это как замерзающий человек засыпает, а голодающий утрачивает ощущение голода в точке, которая удивительно близка к смерти. И единственная активность, которую он еще пытается создать – это протест против конкретного желания.
- «Хочу все и сразу, быстро и легко» очень сильно мешает многим людям реализовать себя в жизни. Действия в материальном мире – в мире нашей общей реальности, часто медленные и требуют энергии. А в мире личных грез можно проскочить процесс создания чего-либо и сразу перейти к точке «наслаждаюсь успехом». И тогда как только возникает оценка того, что нужно сделать, чтобы реализовать желание, как внутренняя Энерго-Жаба говорит «стоп, нам это не выгодно, энергии не дам». И человек меняет свое желание и решение на противоположное, чтобы сохранить жизненную энергию, и тем самым попадает в пункт 2 – ложная выгода пассивности, которая приводит к остановкам жизненных процессов. Витальность как бы «закисает», замыкается сама на себя, и уходит в сторону депрессии вплоть до апатии.
В своей основе описанная история гостя Васиной деревни – это грустная история человека с сильным оральным радикалом, в стадии, когда его поверхностные потребности удовлетворены, а свои ключевые он продолжает игнорировать.
Как ребенок, который хочет с папой на рыбалку, вместо этого сидит за столом, и ковыряется: кашу не хочу, салат тоже не хочу, ой, чай хочу, а нет и чай тоже не хочу. И так час за часом, пока не устанет окончательно.
Но он не может осознать, что же именно он хочет, из-за того, что
- нет привычки заботиться о себе и распознавать свои желания (его не научили этому, или и вовсе запретили и блокировали доверие себе)
данная конкретная тема – про рыбалку или про папу в примере почему-либо табуирована или болезненная, и тогда работает пси-защита – отрицание. Актуальной потребности как будто бы НЕТ в его мире, просто вот все остальное словно и не хочется вовсе, или хочет, но что-то другое, не то, что есть сейчас. А то, что он действительно хочет либо невозможно, либо запрещено для него.