Идентичность «достойный мужчина»

 

Идентичность – это устойчивое представление человека о себе.

Кто он такой, какой он и как ему жить?

 

Например,

Я- Вася, счастливчик, трудоголик и одиночка.

Или

Я – Петя, неудачник, «пьяница как отец и дед», лентяй и «будешь как отец тоже рано помрешь».

 

В истории, которую мы анализируем, главный герой определяет себя так:

«Он понимал, что не может дать Ей то, что она хотела.

У него не было столько денег, сколько нужно. Внешне он был далеко «не-аполлон», да и как личность – совершенно обычный молодой мужчина.»

Он верит, что как мужчина и человек – он не интересный, не привлекательный, посредственный, не достойный того, чтобы его любили, уважали и восхищались.

И тут ему встречается девушка с устойчивой идентичностью «беспомощная барышня в беде».

Конечно же он начинает ее спасать, оберегать, защищать, исполнять все капризы, в глубине души ожидая, что вот-вот и она его отвергнет.

Отвергнет, так как он «по определению» — НЕ достоин взаимной и счастливой любви.

В его картине мира «записано», что Он – «плохенький», «недочеловек, недомужчина, недоличность», а Она – «прекрасная принцесса, недоступное божество и нежная фиалка».

Ему следует ей поклоняться, защищать и оберегать.

 

В психологии есть такое понятие как «предрешенная идентичность».

Она возникает тогда, когда родители не дали ребенку сформировать свое собственное представление о себе и других, а жестко форматировали его с самого раннего детства.

Ребенок вырос и теперь очень четко знает «кто он и какой он» и реализует в своей жизни следствия из предрешенной ЗА него идентичности.

 

В примере, что мы разбираем, главный герой не услышит, не воспримет и не поверит, если женщины будут относиться к нему иначе: без использования, пренебрежения и неуважения.

Он таких «не видит», они ВНЕ его реальности.

Он не умеет с ними общаться.

Что-то хорошее принимать себе и для себя ему крайне затруднительно.

Даже если он начнет отношения с хорошей, адекватной женщиной, то достаточно быстро станет «прогибать» стиль их отношений под привычную ему схему: он отдает ресурсы, его используют и затем отвергают.

 

Здесь есть интересный момент. Когда он пошел разговаривать со своим соперником, он ожидал, что тот аналогичным образом относится к женщинам.

Поэтому в его картине мира подобный разговор выглядел логичным, здравым и целесообразным.

Ему много раз в детстве значимые люди говорил что-то вроде: «ты же мальчик, поэтому уступи ей», «ты будущий мужчина, отдай девочке свою игрушку, она же хочет, она слабая, она девочка», « ты будущий защитник, драться с девочками нельзя» (защищать себя нельзя, даже если девочка на голову выше, здоровее и первая проявляет агрессию).

И когда он следовал этим установкам, взрослые показывали, что «да, вот теперь он – достойный будущий мужчина».

Поскольку для ребенка значимо мнение взрослых людей, он построил картину мира, в которой он – достойный мужчина, заботится и отдает свои ресурсы «слабой девочке» и не должен защищать себя.

На чуть более глубоком уровне это означает, что мужчин он считает более «высшим» классом, чем женщин.

Мужчины – умные, сильные, способные решать трудные задачи, адекватные, добрые, щедрые, умелые.

А женщины – слабые, глупые, эмоциональные, по детски эгоистичные, зависимые.

Их следует баловать, защищать и заботиться о них.

Мужчин, которые не вписываются в его концепцию он презирает. И искренне верит, что это самое худшее, что может случиться с человеком – что он настольно слаб, глуп и труслив, что достойные люди, то есть, мужчины будут его презирать.

Он сам так воспринимал в детстве отношение к себе со стороны взрослых.

Умных и сильных женщин он считает несчастными созданиями, вынужденными тащить трудную ношу, так как они не сумели привлечь достойного мужчину- хозяина и защитника в свою жизнь.

Очень важный момент тут то, что это краеугольные камни его представлений о себе, о мире, о мужчинах и женщинах.

 

Поскольку живая реальность не соответствует его представлениям, рано или поздно он терпит сокрушительный крах.

И вот дальше он либо еще больше ужесточит свою предрешенную идентичность, либо войдет в серьезный системный кризис. Когда происходит процесс «моратория идентичности» — старые представления оказались ложными, и нужно выработать свои собственные, соответствующие реальности и жизнеспособные.

Начало цикла:

«Дочка» выросла и влюбилась. Что делать?

 

Продолжение цикла:

Что я разрешаю себе? Что мне можно? Чего я достоин?